ВИ
Когда в 2015 г. Россия официально (опираясь на приглашение Асада) вступила в гражданскую войну в Сирии, многие коллеги-политологи рассматривали этот шаг куда серьезнее и глубже чем заявленнную военными борьбу с террористами на дальних рубежах - как возвращение Москвы в большую игру в статусе сверхдержавы. Да, перед этим было взятие Крыма, но скептики (и реалисты) указывали на рефлексивность этого шага, случившегося в условиях смены власти в Киеве и потери Украины.
Но в 2015 г. вдруг появились воля и стратегия - и полузаброшенный Тартус стал полноценной базой, а аэропорт Латакии превратился в базу ВКС Хмеймим. Казалось, нужно несколько лет, чтобы взять под контроль всю Сирию, закрепиться в стратегически важном регионе, оказывая давление на Турцию, угрожая позициям США в Персидском заливе, параллельно наращивая экономическое присутствие на Ближнем Востоке.
Что мы видим 5 лет спустя в сложном 2020 г.?
Попытки выйти из договоренности ОПЕК+ приводят к конфликту с Саудитами, катастрофическому падению цен на нефть и спешному возвращению за стол переговоров. Турция, которую вроде бы держали на поводке «турецким потоком» переориентировалась на других поставщиков углеводородов и стала куда более агрессивнее проводить свою политику. В Ливии ставка на Хафтара обернулась провалом.
Да и Сирия, с которой вроде бы началось «большое пробуждение», не стала трамплином усиления влияния даже в регионе, не то, что в мире. До четверти территории страны так и осталось за пределами контроля Асада (включая богатые нефтью территории Рожавы).
В последний месяц добавились еще два стратегических удара: с трудом сохраненный (и еще не факт) режим Лукашенко в Минске, и разрушенный статус-кво в Карабахе, ключевым гарантом которого до последнего времени была Москва.
Некоторые коллеги пытаются свалить все на плохую работу МИД РФ или какие-то другие структуры, на козни англичан или турок, но речь скорее идет о глубоком кризисе всей системы принятия/реализации решений в России, тем более опасном, поскольку вся мощь отечественных медиа направлена на его отрицание…