Субъективно об общих духовных симптомах властителей и революционеров в истории
События вокруг Армении и полемика в дилемме «Дзержинский или Невский на Лубянке» (самая утомительная на сегодня в Телеграме) навеяли определённую параллель:
В биографии Дзержинского есть такой эпизод, где он, будучи арестантом в столыпинском вагоне, рвет на себе рубашку, требуя лучшее питание для заключенных. А охрана этим требованиям уступает. Биограф Дзержинского Роман Гуль отмечает, что когда сам «железный Феликс» станет главой ВЧК, за подобное будут расстреливать на месте.
В августе 1991 года гибнут трое молодых людей, попав под гусеницы танка. Кроме этого кровавого эпизода, смена государственного строя в Москве проходит относительно мирно – участники ГКЧП не осмелились дать команду на стрельбу. Пришедший на волне этих протестов Ельцин в октябре 1993 года не был столь щепетилен и Москва была залита кровью…
Мирный киевский Майдан 2004 года привел к власти людей, начавших в Киеве жёсткие задержания на несанкционированных акциях. В 2014 году власти так и не отдали приказа о разгоне Майдана, но пришедшие на его волне новые правители залили кровью как Киев, так и полстраны.
Бархатная революция в Армении в 2018 году привела к власти тех, кто сегодня явно не собирается мирно ее отдавать, грозит «окончанием бархата» оппозиции и расправой жителям своей столицы, осмелившимся что-то обидное прокричать из окна…
Мы молимся Господу о даровании нам смирения: «Не остави меня без удела в блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему, буду покорен властям, надо мною поставленным» (Молитва преп. Парфения Киевского). Причину явленного примером Господним смирения поясняет нам свят. Иоанн Златоуст: «Тот, кто покоряется властям, не властям покоряется, а повинуется Богу, установившему их; и кто не повинуется им, тот противится Богу... (Рим. 13, 1)».
Очевидно, что именно этого высшего дара Любви – смирения не хватает нам, когда мы стремимся революцией к лучшему изменить мир. Мы в ослеплении забываем, что «...не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей» (св. Афанасий (Сахаров))
И смирения не хватает тем, кто, получив власть на улице, ту же улицу стремится подавить насилием. Так говорит об этом св. Ефрем Сирин: «Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым, потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи».
Кажется, отжившие свою эпоху члены ГКЧП, бандит Янукович или коррупционер Саргсян… знали что-то о власти, знали что-то о самих себе, что не позволило им дать приказ стрелять. Знали что-то, чего не знали Ельцин, Порошенко, Пашинян… Едва ли это было христианское смирение, но…
«Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия». «…Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением…» - поясняет нам тяжесть искушения властью св. Иоанн Златоуст.
Еще одной любопытной общей чертой всех упомянутых революций было обилие патриотических лозунгов и последующая потеря территорий этих стран. После августа 1991 – развал СССР, после 2004 – утрата Украиной нефтеносного шельфа о. Змеиный, после 2014 – Крым и Донбасс, 2018 – Карабах. Как будто, возжелав взять власть в свои руки, без Бога, народы получают тот же плод, который достался Адаму и Еве за их первый в истории человечества акт своеволия. «Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце, не сумеют сохранить его в государстве» - разъясняет нам происходящее свят. Николай Сербский.
#Субъективно_Павел_Даровский