
«Уровень счастья населения России не снизился после 2008 г., как должно было произойти из-за уменьшения экономического благосостояния, но остался прежним и даже вырос, потому что возрос уровень национальной гордости. М.Морисон, Л.Тэй и Э.Динер показали, что чем ниже ВВП страны, тем выше эффект удовлетворённости государством на удовлетворенность жизнью индивида. Национальная гордость может компенсировать падение экономического благополучия и его влияние на уровень субъективного благополучия. То есть эффект национальной гордости на счастье должен возрастать в период экономического кризиса и стагнации, потому что положительные события, происходящие с государством, могут оказывать компенсирующий эффект на субъективное благополучие людей, лишенных материального достатка.
Причём эффект национальной гордости для людей, принадлежащих к первому децилю по доходам (самые бедные), в несколько раз выше, чем для людей, принадлежащих к десятому децилю (самые богатые)».
Камалов и Панарин пишут, что сначала «Крымнаш», а затем Донбасс и Сирия компенсировали обнищание россиян ростом «национальной гордости». В нынешней ситуации обвала рейтингов власти та вполне может повторить доказавший свою эффективность механизм – какой-то внешнеполитический бросок. Год назад многим казалось, что это будет присоединение Белоруссии. Этот вариант тогда не прошёл. Но он не отброшен, также как не отброшен вариант и роста эскалации действий (даже и военных) на Украине.