Об Октябрьской революции за сто лет, кажется, сказано уже всё. Остались только какие-то штрихи, да способность извлекать из неё уроки, в т.ч. и для нашего времени.
Начать надо с терминологии. Настоящей революцией была Февральская, а переворотом – разгром большевиками, левыми эсерами (о них почему-то всегда забывают!), анархистами и пр. радикальными левыми Учредительного собрания в январе 1918 года. Октябрьские же события были, как сказали бы сегодня, технократической операцией – когда большевики вместе с союзниками просто подобрали валявшуюся под ногами власть. Взяли на себя ответственность за страну, чего тогда, кроме них, никто не хотел делать (ни коалиционное Временное правительство, ни армия, ни остатки прежних правителей, ни Антанта).
Урок же для нынешнего времени состоит в том, что, во-первых, во главе партии (группы, готовой взять власть) должен стоять фанатик и гений, настоящее «политический человек». Гений Ленина предопределил эту победу в Октябре. Во-вторых, партию, претендующую на власть, должна скреплять крепкая идеология, почти религия, ортодоксия.
В-третьих, нужно вовремя откликаться на народный запрос. Таким запросом осенью 1917 года было мгновенное прекращение войны и земельная реформа.
Ничего похожего сейчас в России мы не видим ни по первому, ни по второму, ни по третьему признаку. К примеру, сейчас у российского общества есть запрос на обыкновенную нормализацию – тихую, зажиточную жизнь. Умеренно левый, европейский курс, который займётся элементарными делами, какие идут в любой нормальной семье. А не гонять чертей под кроватью, не бить стёкла в своей и чужих квартирах, не орать и не месить грязь под ногами, не растаскивать и не пропивать имущество предков, найти нормальную работу и сделать ремонт.
У каждой эпохи свои запросы.