Значит, девочки! Доктор БеПе хочет выступить в роли кинокритика. Третьего дня были просмотрены два импортных фильма. Один импортный фильм — “
Джокер”, с актером Хоакином Фениксом в главной роли, где он сыграл, похоже, не только Джокера, но и самого себя. Второй импортный фильм — “
К звездам”, с актером Бредом Питом в главной роли, где Пит точно также играет самого себя — а именно пятидесятилетнего мальчика на очередном этапе взросления.
Что объединяет эти два фильма? То, что они хорошие. И в очередной раз (и в полный рост) показывают тот страшный тупик в котором застрял кинематограф российский. Есть ли в этих фильмах сумасшедшие по своей сложности декорации? Нет: действие “Джокера” разворачивается на загаженных мусором улицах, в вагонах метро и в малогабаритной квартире. Для “К звездам” построили сравнительно скромные декорации Марса и рубки космического корабля. Есть ли безумная по своей красоте компьютерная графика как в “Аватаре”? Тоже нет: действие сконцентрировано вокруг одного героя (остальные — второстепенные) и его личных переживаний, ведущих к трансформации характера. Есть ли какие-то невероятные по своей сложности трюковые сцены со взрывами и небоскребами? Тоже нет. В общем там нет ничего такого, что невозможно было бы реализовать где-то еще, а не только в США. Но что там есть? Там есть движение вперед и попытка осмысления будущего. Возьмем три произвольных американских блокбастера из научной фантастики:
1️⃣ “Интерстеллар”: фильм о любви отца к своей дочери и о движении человечества вперед;
2️⃣ “Марсианин”: фильм о дороге домой и о взаимопомощи;
3️⃣ “К звездам”: фильм о любви сына к отцу и о взрослении человечества.
Объединяет эти фильмы фон технического и интеллектуального прогресса, единственно верное видение ближайшего или отдаленного будущего в котором человечество выходит в космос, возглавляемое нашими звездно-полосатыми друзьями. Ключевые слова — видение ближайшего будущего.
Давайте возьмем три последних крупных российских блокбастера. О чем они?
1️⃣ "Движение вверх": о советском спортивном характере и победе над американцами;
2️⃣ "Т-34": о советском воинском духе и победе над фашистами;
3️⃣ “Викинг”: о духовных скрепках, о том что раньше мы были ого-го и всех побеждали.
Что объединяет эти такие разные картины? Они все без исключения о прошлом, которого уже никогда не будет и нас там никто не ждет.
Можно, конечно, до бесконечности спорить о том, что мол продюсеры удовлетворяют ностальгию населения об успехах Советского союза (всегда востребованная тема). Но вот на подходе фантастический нуар-хоррор “Спутник” (2020 г). Как вы думаете, о чем там? О прошлом, девочки, о прошлом.
Вернемся к “Джокеру”: комикс-сеттинг для этого фильма только инструмент. Сам фильм осмысляет тот тупик, в который потребительская экономика загнала человечество. И выдает очень своеобразное предупреждение: покайтесь или будет поздно. Но, главное, он осмысляет то, что происходит сегодня, сейчас, с каждым. Он говорит об актуальной проблеме. И параллельно рвёт российский бокс-офис (заработав за первую неделю 800 млн рублей).
Почему российские фильмы в массе своей проваливаются в прокате, девочки? Потому что в массе своей они — говно. Оторванные от реальной жизни, не дающие никакого видения светлого будущего и роли русского человека в этом будущем, построены на тезисе “раньше мы всех рвали”, или на идеях, максимально оторванных от желания зрителя почувствовать себя после просмотра кино лучше и чище, чем он чувствовал себя до. Но самое главное в русском кино — это чудовищное и аляповатое нагромождение идей и смыслов, которые очень сложно выразить одним простым и понятным предложением из пяти слов в ответ на вопрос: “а о чем фильм”? А тем временем Голливуд успешно реплицирует лучшие идеологические подходы советского гуманистического кинематографа 60-х.