Апатия и смиренность россиян во время избирательной кампании выборов в Госдуму-2021 (и после неё) вновь заставили политических аналитиков задуматься о сущностных установках «простых людей». На самом деле ответ на этот вопрос был дан уже в 1950-е года в рамках «Гарвардского проекта», когда социологи и спецслужбы США опрашивали и исследовали установки «второй эмиграции» - советских людей, ушедших на Запад после окончания Второй мировой. Краткий ответ: в своей основе россиянин (советский, постсоветский человек) – лукавый, и именно это и позволяет ему выжить в «вечно сложных» условиях РИ/СССР/РФ.
Примерно к таким же выводам приходит и современная российская социология (с опозданием на полвека, так как в СССР социология подавлялась, и углублённое изучение советских людей почти не проводилось). Социолог Алексей Титков из МВШСЭН прослеживает эволюцию таких взглядов на постсоветского человека классиков российской (советской) социологии – Юрия Левады, Льва Гудкова и др. («Социология власти», № 4 2019). Некоторые выдержки из этой работы:
«Концептуальный поворот связан со смещением интереса к таким характеристикам «советского человека», как его «приспособленность», «лукавство» и «двоемыслие». Переломными выглядят тексты Левады 1999-2000 годов, когда триада «приспособленный, лукавый, ограниченный» выходит на первый план. Более поздние версии общей характеристики - например, предложенный Л.Гудковым набор «циничный, двуличный, апатичный».
Показательно представление данных об отношении к государству. Обзор второй волны «Человек советский пять лет спустя: 1989-1994» фиксирует тенденцию «к дальнейшему разгосударствлению и так называемой «приватизации» человека»; «все параметры государственной идентификации теряют значение, зато набирают вес традиционные (история, земля, обычаи и др.).
В третьей волне обзор с аналогичным названием «Человек советский десять лет спустя: 1989-1999» заголовок раздела уже с вопросом: «Человек разгосударствленный?». Данные третьей волны показывают ещё большее «разгосударствление»: «Укрепились - притом значительно - две позиции: «ничем не обязаны государству» и «стать свободными людьми».
Представление о том, что граждане «ничем не обязаны государству», реально служит оправданием широко распространённого лукавства по отношению к государственным институтам. Отторжение от обязанностей по отношению к государству не означает поэтому освобождение человека от государственной зависимости. Последняя лишь приобретает в общественном мнении обоюдно-лукавый характер. Конечно, сегодня уже нельзя говорить о целостной системе тоталитарных институтов. Как таковая она распалась, часть из них (ЦК КПСС, Госплан и другие) прекратила своё существование, но другие (ФСБ, армия, МВД, суд, школа), частично изменившись, продолжают функционировать.
Режим двоемыслия (мозаичность сознания, партикуляризм, способность соединять кажущиеся несовместимыми нормы и представления) порождает в России человека достаточно эластичного, чтобы выдержать внешнее давление и контроль».