И так, что известно на данный момент?
Илон Маск разослал во время Дня Благодарения работникам компании SpaceX письмо следующего содержания: (цитаты из письма я собрал вместе из
https://spaceexplored.com/2021/11/29/spacex-raptor-crisis/)
«К сожалению, кризис производства двигателей Raptor оказался намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Когда мы разобрались с проблемами, возникшими после ухода предыдущего высшего руководства, они, к сожалению, оказались гораздо более серьезными, чем сообщалось. Эту пилюлю не подсластить.
Я собирался взять отпуск в эти выходные, как мои первые выходные за долгое время, но вместо этого я буду на производстве двигателей Raptor всю ночь и все выходные.
Если у вас нет критических семейных дел и вы можете физически вернуться в Хоторн – приезжайте. Нам понадобятся все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, надо назвать катастрофой.
Последствия для SpaceX, если мы не сможем создать достаточно надежных двигателей Raptor, заключаются в том, что мы не сможем использовать Starship, а это значит, что мы не сможем выпускать спутники Starlink второй версии (V2) (у Falcon не хватает ни места под головным обтекателем ни полезной нагрузки выводимой на орбиту, необходимых для спутника V2). Сам по себе спутники Starlink первого поколения V1 финансово слабые, а V2 – гораздо сильнее.
Кроме того, мы увеличиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений, но это сработает только если спутники V2 будут на орбите, чтобы удовлетворить потребность пользователей в пропускной способности. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.
Все сводится к тому, что мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели.
Спасибо,
Илон»
На самом деле письмо достаточно странное и очень многое не совсем сходится. Создается ощущение, что мы не знаем какой-то серьезной части информации, что делает все дальнейшие попытки анализа очень зыбкими и слабоаргументированными. Да, Маска штормит в Твиттере, да, у него похоже плохое настроение, да сменилось руководство производства Raptor. Но от этих фактов, даже вместе с письмом до каких-то серьезных разговоров о банкротстве как от Земли до Марса.
Если уж разбирать письмо, то гораздо интереснее желание Маска достичь частоты полетов раз в две недели и информация о солидных размерах и весе спутников Starlink второй версии. Но опять же, это только слова, даже без цифр, а частота полетов раз в две недели может просто означать три запуска в декабре 2022.
Вообще вопросов огромное количество – каковы технические характеристики новых спутников старлинк, что они так необходимы. Удалось ли решить вопрос с комплектующими для терминалов, и в самом ли деле их нужны «миллионы» уже в следующем году при том что пока по миру лишь около 140 000 подключившихся? Те двигатели о которых говорит Маск, это те же самые Raptor и речь идет лишь о их промышленном производстве, или это совсем новый двигатель для Starship о котором недавно вскользь упоминалось?
Вообще это письмо больше напоминает нервный срыв и желание взбодрить работников, отвечающих за создание двигателей. В эту же копилку просьба выйти во время праздников – если масштаб проблемы такой, что она решается выходом в нерабочие дни, то это вряд ли проблема ведущая к банкротству.
Ну и вообще слово банкротство здесь последнее на что стоит обращать внимание. У SpaceX в настоящее время большое количество возможностей получения дополнительных средств или латания финансовых дыр. Так что пока стоит только присмотреться к ситуации и уж точно не стоит ожидать падения компании. Ну «психанул» Маск, с кем не бывает.