Первый раунд переговоров в Женеве прошел
ожидаемо и предсказуемо.
Встреча началась незадолго до 9 утра в американском дипломатическом представительстве в Женеве под руководством заместителей министров иностранных дел России и США Сергея Рябкова и Венди Шерман. Ей был посвящен полный рабочий день продолжительностью в освященные Французской революцией восемь часов: «прямой и откровенный обмен мнениями» привел к тому, что американская сторона однозначно отвергла российские предложения, направленные на недопущение вступления новых стран в НАТО.
Ссылаясь на восьмичасовой «откровенный и прямой» обмен мнениями со своим российским коллегой, Венди Шерман заверила, что американская делегация однозначно отвергла российские предложения, направленные на предотвращение вступления новых стран в НАТО, причем речь касалась общего плана, не конкретизируясь на Украине, что оставило свободу маневров для дальнейших переговоров в Вене. Шерман косвенно это подтвердила, заявив, что готова обсудить двусторонние вопросы быстро и более подробно в самое ближайшее время, но при условии, что Москва признает необходимость деэскалации. «Россия может доказать это, отправив свои войска обратно в казармы», — сказала она на пресс-конференции.
Венди Шерман также пояснила, что любое вторжение на Украину повлечет за собой «значительные издержки», просто «огромные», которые Запад нанесет России. Она также заверила, что Вашингтон не намерен ни вести переговоры по украинскому вопросу без участия Киева, ни детально заниматься выстраиванием системы безопасности в Европе без европейцев. Но пока Россия не дала «ответа» на американскую просьбу о «деэскалации», посетовала она.
Сергей Рябков, со своей стороны, указал, что Россия никому «не угрожает» и не «выдвигает ультиматумов», заверив, что в интересах Атлантического альянса «сделать жест доброй воли» в ответ на опасения Москвы. «Если этого не произойдет, это будет ошибкой со стороны НАТО и подорвет его собственную безопасность», — предупредил он, добавив, что, несмотря на противоречия, считает возможным соглашение с США, которое потребует компромиссов и взаимного уважения. Он высоко оценил серьезность, с которой американская сторона отнеслась к требованиям России по гарантиям безопасности, прежде всего к требованиям никогда больше не расширять НАТО за счет постсоветских пространств во главе с Украиной и Грузией.
Контора отмечает, что обе стороны, и Рябков, и Шерман, высказались за приверженность «быстрому урегулированию» спорных вопросов, не растягивая их на месяцы и годы, а значит, ситуация отнюдь не безнадежна и вполне возможно, что завтра будут приняты первые решения, основанные хотя бы на небольших, но взаимных уступках.