На волнах Орды сравнительная рубрика «Чингачгук – украинская фамилия».
Здравствуйте, дорогие друзья. Привет и тебе, мужик в костюме цвета хаки, проехавший мимо нас вчера в парке им. Горького на велосипеде с орущей композицией «Женщина, я не танцую» в исполнении Стаса Костюшкина. Надеемся, у вас всё хорошо.
Мы долго думали, какими отвлечёнными темами проложить себе дорогу в начало учебного года, и наш выбор пал на сравнение двух великих культур, щедро одаривших человечество перьями на голове и вышиванками.
Пойдём по порядку. Несмотря на то, что единой культуры индейцев как таковой не существует, столетия стереотипизации в широком сознании снабдили среднестатистического представителя американских аборигенных традиций венцом из перьев, томагавком, луком, лошадью без седла, пакетиком курительных смесей и истерично-агрессивным поведением во время синдрома отмены.
Коренным американским народам, нужно признать, очень повезло, что в 2019 году о них сложилось именно такое романтично-припудренное представление. Настоящих индейцев сегодня не оценила бы ни правозащита, ни феминистки, ни экологи, ни религиозные группы, ни веганы. Тру-индейцы резали женщин и детей, приносили человеческие жертвы, пытали пленных, наряжались в шкуры убитых животных, многоженствовали, ели людей, в общем, отрывались на континенте по полной, всем бы так.
Что было дальше, мы уже знаем: прибыла более развитая цивилизация, всех нагнула, кого смогла – окультурила, кого нет – загнала в резервации, утопила для верности в алкоголе и отсыпала немного казино для развлекухи.
Сотни лет ждали индейцы, пока, наконец, не наступили просвещённые двухтысячные и обидки не стали самой конвертируемой международной валютой. Теперь американские аборигены выступают в едином хоре со всеми ущемлёнными вековым белым членогнётом меньшинствами и обвиняют современную цивилизацию (в лице американского актёра Джонни Деппа и французской компании Dior) в культурной апроприации
из-за рекламы духов, например.
Это грустное и поучительное зрелище, дорогие друзья: носители древних, агрессивных и весьма популярных в прошлом культур в агонии потрясают перьями головных уборов, потому что трясти им больше нечем. Да, только перьями и ещё, может, аяваской, которую теперь, правда, и в Подмосковье вам могут развести.
Немного иронично, но даже те романтизированные образы свободолюбивых могикан и чингачгуков, которые коренное население Америки сегодня так агрессивно отстаивает, принадлежат скорее перу Фенимора Купера или Майна Рида, нежели самим индейцам.
NB: Даже родная лошадь с томагавком у них от европейцев.
Потому что, как правильно заметил с утра коллега, историю пишут народы, обладающие авианесущими флотами и истребительными эскадрами, а не луками и топориками.
Любопытно: у наших украинских соседей слева по карте не было ни древней истории, ни ожесточённой борьбы за собственные территории (в основном потому, что чётко разграниченной территории тоже никогда не было), но к 2019 году они подошли примерно с тем же багажом обид, что и американские индейцы. Уже сыпались обвинения в культурной апроприации (Гоголь, Шевченко) и вздрагивал гребешок на тему
«наша культура исчезает».
К счастью, ни то, ни другое не может произвести впечатление на более крупные цивилизационные проекты, которые веками строились по принципу культурной инклюзивности.
В России проживает за 200 народов, каждый со своей уникальной историей, обрядами, нарядами, поверьями. Здесь просто не перед кем размахивать вышиванками - они не произведут впечатления ни покроем, ни сложностью орнамента.
Так что на месте украинцев мы бы подсуетились и предложили Dior’у станцевать в вышиванках в рекламе нового одеколона. Для украинской культуры это было бы огромным достижением.
[Орда] - родная, злобная, твоя