Вильнюсское предательство 1991 года
12 января 1991 года командующий Прибалтийским военным округом Владимир Усхопчик сообщил о готовящихся маневрах в Вильнюсе с участием псковских десантников и группы «Альфа». В тот же день после полуночи из военного городка в Вильнюсе выдвинулись танки. Колонна остановилась у телебашни.
В ночь с 12 на 13 января по призыву теле- и радиостудий у телебашни собрались тысячи людей и заняли свои точки десятки телеоператоров из западных стран. До 2 часов ночи телевизионщики вели прямую трансляцию, пока военная техника не окружила здание и телебашню и группа «Альфа» по приказу из Кремля Москвы заняла телецентр без единого выстрела и остановила республиканское телевещание.
На следующий день вильнюсские события получили широкий резонанс в мире, причем практически все СМИ, как по команде, распространяли одно и то же: спецназ и псковские десантники устроили бойню в центре литовской столицы. Горбачёв перед камерами норвежского телевидения сокрушался: как же так, не доложили вовремя!
Вильнюсский ОМОН также обвинили в захвате телебашни и стрельбе в людей. Однако из материалов предварительного расследования государственной Комиссии во главе с Генеральным прокурором СССР Николаем Трубиным, которые были в октябре 1991 г. переданы литовской стороне, следовало, что ни одна из 14 жертв - вместе с литовскими гражданами был убит и молодой лейтенант группы «Альфа» Виктор Шатских - не пала от рук советских солдат.
Баллистическая экспертиза пулевых ранений у убитых и раненых однозначно подтвердила, что смертоносные выстрелы были сделаны не спереди, а сверху вниз. Стреляли не солдаты, находившиеся на земле, а неизвестные стрелки, разместившиеся на крышах и в окнах близлежащих домов. Кроме того, свидетели говорили о выстрелах из леса, стрельбе из окон и балконов.
Почему-то до сих пор никто из аналитиков не заметил и не указал на то, что вильнюсский сценарий 1991 года был повторен в Москве в октябре 1993-го и в Киеве в феврале 2014 -го, с теми же американскими СМИ, ведущими прямую трансляцию, выстрелами «третьей силы», которая стреляла в спину противоборствующим сторонам, вынуждая их к братскому кровопролитию.