В огромных потоках злободневных новостей, которые пронесутся и канут, очень полезно вылавливать развороты больших трендов. Если, конечно, интересуешься не одним сегодня, но и послезавтра.
Китай. Впервые за 60 лет, то есть на всю глубину статданных, сократилась численность трудоустроенных. Вопрос не безработицы, вопрос демографии: рынок труда и всосал бы больше, да уже всасывать некого. Для понимания масштаба: с 1959 года эта численность возросла почти втрое, с примерно 280 миллионов до 776, порой взлетая миллионов на 20 в год. И вот тренд сломан.
Это что? Это слом не столько даже демографической инерции, сколько модели развития. Сколько в истории ни копайся, ресурс (да, недостаточный, но необходимый) для модернизационного рывка всегда будет один и тот же: урбанизация на фоне демографического взрыва. Кончилась лафа с демографией (да в общем и с урбанизацией заодно) – кончилось экстенсивное развитие нечеловеческими темпами. А у интенсивного развития цена и пределы роста совсем другие.
Это в свою очередь что? Это близкий конец темпов китайского роста в 7-8% в год. Эти темпы и сейчас-то, далеко не первый год уже, поддерживаются дичайшей кредитной накачкой – по тяжести долгового навеса Китай с Америкой конкурирует вполне уверенно. А демография толсто намекает, что и кредитная накачка скоро уже не поможет.
И общая мораль? Да все та же: в перспективе максимум нескольких лет быть в мировой экономике небывало тяжкому, обсуждаемый звоночек – не первый и даже не тысячный. Станет ли обвал китайского спроса причиной или одним из первых следствий большого кризиса, в общем несущественно.
Гораздо важнее, кого с каким запасом прочности кризис застанет - долги, резервы, самообеспеченность важнейшими видами ресурсов. Завяжите на всякий случай узелок: по каждой из этих позиций желающие позавидовать нам черной завистью выстроятся в длинную очередь.