Серия взрывов на складе боеприпасов у города Арысь нарушила размеренное течение понедельника.
Анонимные (
и не очень) блогеры бросились отрабатывать повестку, а широкая публика -
разгонять апокалиптические настроения по социальным сетям.
Стоит отметить, что склады с боеприпасами рвутся в Казахстане подозрительно часто. Только в городе Арысь это четвертый инцидент за последние десять лет: после взрывов в марте 2009 (четверо погибших), июне 2014 (двое погибших) и ноябре 2015 (один погибший). Также можно вспомнить канонаду в Отаре Алматинской области в августе 2013 года (четыре погибших).
Как мы и
писали вчера, военные боеприпасы имеют свойство гореть ввиду человеческой халатности. Однако любая халатность - особенно если она сопряжена с коррупционной составляющей - всегда имеет конкретное имя.
В данном случае - три имени. Это последние министры обороны Казахстана - Адильбек Джаксыбеков, Имангали Тасмагамбетов и Серик Ахметов.
Все трое в разное бывали с инспекторскими проверками на пунктах утилизации боеприпасов. Все трое оставили после себя взрывоопасное наследство в виде десятков, если не сотен тонн неутилизированных припасов, которые могли взорваться в любой момент.
Именно под началом Джаксыбекова и Тасмагамбетова работал руководитель «Казахвзрывпрома» Арман Рамазанов, по воле которого на пунктах утилизации боеприпасов было установлено некачественное польское оборудование, не подходящее под калибры снарядов на складах. И даже более того - избежавшее сертификации в контролирующих госорганов Казахстана.
Тогда, в 2015 году, истинные причины взрывов удалось замолчать, а на скамье подсудимых оказались рядовые сотрудники «Казахвзрывпрома». Казалось, проблема решена.
Вчерашние взрывы на юге Казахстана показали, что проблема гораздо глубже и системнее. Четыре взрыва в одной воинской части за 10 лет - это не совпадение.
Это преступление, которое не должно остаться безнаказанным.