Меня в своё время поразило, как напропалую врут турецкие (и азербайджанские) публицисты, рассказывая, как хорошо жилось армянам в Турции, приводя, в том числе, и такой тезис - до того, как Константинополь заняли турки, там не было армян, а вот добрые турки туда армян пустили.
Казалось бы, что за аргумент, и Фридрих Великий приглашал в Пруссию евреев, но холокоста это не отменяет.
Причём, мало того, что всем известно - дюжина византийских императоров были армянами, и ещё столько же - имели отдалённые армянские или грузинские корни и армянских жён и матерей - ещё императрица Ирина пригласила в город около 40 тысяч армян из Каппадокии, собственно, до появления турок на Переднем Востоке, а в Константинополе и вокруг него осталось немало старинных армянских артефактов (во всяком случае, на начало 20-го столетия).
Но эта история про турецкое гостеприимство, распространяемая не только турками, но и проповедниками "мусульманской толерантности", взята из одного армянского источника. Это Симеон Лехаэци, священник из Львова (Львов, как ни удивительно, в средние века имел значительное армянское население и был центром армянской епархии). Вот что я там нашёл:
"Кто хочет, пусть почитает книгу Микаэла, историю Товмы, и других писателей, дабы понять, сколько зла греки обрушили на головы наших предков, как испепелили они царство армянское, вплоть до Ована Одзнеци, который отправился к могущественному царю Персии Омару и с помощью его эмиров и по его повелению изгнал всех греков, выселив их на Черное море и во все побережье. А потом наш святой патриарх Саак отправился к Мехмету и поручил нас ему, освободив армян от коварного и вероломного племени греков, наших древних врагов. Я прочел также у наших историков, что во все время владычества греков ни один армянин не вступил в Стамбул, и не то чтобы поселился там, но даже и купцов не пускали. () Но когда Стамбул взяли турки, тогда они с приглашениями и уговорами привезли из многих областей армян".
Стоит отметить, что этот автор, который был провинциальным священником, совершенно не знал событий 8-го века, о которых писал. "Царь Персии Омар" - это второй арабский халиф Умар ибн аль-Хаттаб,. к которому католикос Хованнес Одзнеци ездил на поклон с просьбой снизить харадж, то есть налог. Что касается "святого патриарха Саака", то это католикос Саак Дзоропореци, который отправился к арабскому полководцу Мухаммеду ибн Укбу, чтобы уговорить его не разорять Армению, а на обратном пути простудился и умер. И первое случилось позже второго, а не наоборот.
Ни та история, ни другая, ничем не походили на пасторальную милоту, описанную Симеоном, типа "поручил нас ему".
Греков последний объявил большим злом, чем мусульман. Это, кстати, странно только на нынешний взгляд, когда армяне с греками занимают одну сторону практически по всем вопросам. Но в те годы, в 16-м - 17-м веках, это было не так. На Балканах, в Константинополе, в Дунайских княжествах, греки и армяне при турецкой власти отчаянно конкурировали, и как раз там, где было православное население, турки предпочитали больше доверять армянам. Кроме того, Симеон был львовянин, а как раз тогда на Западной Украине разворачивалась уния, и анти-православные польские памфлеты были в самом ходу.
Правда ли, что турки пригласили армян после завоевания города? Правда. Поскольку захваченный Константинополь обезлюдел, в силу того, что значимое число жителей было зарезано, султан Мехмет велел нагнать в город армян, в частности, из своего родного города Амасия - каменщиков, портных, сапожников и т.д.
Должен же кто-то обшивать гостеприимных в чужом доме мусульман, и строить им дома.