Журналисты
дают оценку, согласно которой стоимость
проекта Astana LRT завышена почти в четыре раза. Строительство аналогичной
LRT ADDIS в Эфиопии обошлось в 475 млн. долларов - при большей протяженности (34,25 км в г.Аддис-Абеба против в 22,4 км в Нур-Султане), при большем количестве станций (39 против 18) и большем числе подвижного состава (41 против 19). Следовательно,
3/4 стоимости этого легкорельсового трамвая должно было раствориться в карманах высокопоставленных покровителей проекта в лице
родственников Дариги Назарбаевой.
Публичный разнос проекта строительства ЛРТ новым президентом - не просто вызов семейной группировке в составе
Дариги, Байбека и силовиков, но и ощутимый удар по кошельку
семьи Назарбаевых. Именно ради согласования этого проекта
сын Дариги Нурали Алиев когда-то был устроен на 8 месяцев на должность заместителя акима тогдашней Астаны.
Этого короткого срока хватило, чтобы акимат под управлением соратника Елбасы
Адильбека Джаксыбекова подписал с китайцами контракт на строительство ЛРТ на сумму
1,8 миллиарда долларов. Предполагалось, что финансирование обеспечит
Народный Банк Китая. Первый транш займа в размере
100 млрд тенге благополучно растворился вместе с
банком «Астана».
Чтобы вернуть китайскому банку эту сумму с процентами, жителям Казахстана придется работать на обслуживание кредита
предстоящие 25 лет.