Черт меня дернул сходить на Московскую биеннале современного искусства. Проходит она прямо сейчас в Западном крыле Новой Третьяковки. Ну не на Поленова ж ходить, в самом деле. Хотя признаюсь, что я и туда заглянула, но исключительно ради того, чтобы поглядеть на очередной культурный ажиотаж.
Куратором биеннале этого года стал оперный режиссер Дмитрий Черняков, а архитектором и автором дизайна экспозиции — Сергей Чобан.
Чобан — персонаж хоть и не из стархитекторов (типа Жака Нувеля или Фрэнка Гери), но тоже весьма прославленный. По разработанному им совместно с Питером Швегером проекту возведено самое высокое здание Европы — комплекс «Федерация» (ныне второе, после «Лахта-Центра» в Санкт-Петербурге). А также Новое здание Московской городской думы, ВТБ Ледовый дворец, ВТБ Арена (совместно с Manica Architecture) и многое другое.
Несмотря на то, что имена Чобан с Черняковым собрали громкие (Бродский, Нитч, Гранильщиков, Базелиц) — выставка, на мой взгляд, провалилась.
Вопрос — «Почему на Поленова и Шишкина очереди по три часа?» — это уже вопрос пошлый. А вот причины пустых залов на биеннале современного искусства — вопрос все ещё интересный. Одна из догадок кроется в самом слове «современное». Принцип биеннале — это выставка актуального искусства. Актуального на данный момент — с горизонтом в 2 года. Отражающая суть происходящего в мире. Поэтому биеннале проходит раз в 2 года, чтобы творцы успели как следует подготовиться и осмыслить мировые тенденции. Но в этот раз в залах было одно старье. То есть получилось так, что художники просто отгрузили за бабки то, что давно протухло и почти никому не нужно.
Конечно, на самом деле всё не так уж плохо и сходить, наверное, стоит.
Вы увидите, например, русскую безнадегу московских переходов, как бы вечный город Рим из картона, Веру Брежневу под золотым дождем, хлебные головы, окропленные кровью художника Андрея Кузмина, автомат по выдаче младенцев и мультимедийный арабский рай будущего.
Ещё в этом году привезли гадкую заразу — Германа Нитча.
Знаменит этот чувак тем, что устраивает арт-перформансы с кровью животных, спермой и христианской символикой, доводя зрителей агрессией зрелища до эстетического опьянения.
Но представленная у нас работа не выглядит, как сделанная с использованием крови. Скорее говна. Но и это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Кстати если проникнетесь — за большие деньги можно приехать в Австрию и потрахаться с Нитчем (и не только) в крови в его Театре оргий и мистерий.
С конца девяностых художник позволяет участвовать в своих акциях любому желающему за внушительную сумму. Во время них в замке дежурят полиция и врачи. В июле 2004 года 120-я акция Нитча длилась два дня. Австрийцу помогали несколько художников и аккомпанировали сто музыкантов. За 48 часов использовали пять убитых свиней и 600 литров крови. Туши разделали, вынули из них внутренности и облили водой — так по Нитчу разыграли жертву за вину человеческого существования. Типичный вторник в Нижневартовске.
Я многое поняла про современное искусство, но пока не поняла главного — кто туда пускает? 😂Ведь медийно накачать можно многих моих друзей, а идеи витают на поверхности. Например, мы с другом, рассматривая выставку, придумали такой экспонат — перерубленный оптоволоконный кабель в аквариуме с океанической водой. Название инсталляции — «Изоляция». Символизирует новую холодную войну, виток пропаганды, всякие нелепые попытки Роскомнадзора ограничить доступ к информации, географическое ограничение хранения данных и так далее.
Теперь осталось изготовить и продать на Сотбис!