Россия скоро останется без нефти? Зато Силуанов - при деньгах...
Vygon Consulting, которая консультирует Минэнерго и Минфин по налоговым вопросам, взялась посчитать за нефть. Взялась и насчитала треть запасов российской нефти нерентабельными. Считал Vygon Consulting по прогнозу Минэкономразвития, где заложено падение цен на нефть до $40 и одновременное укрепление рубля. Ни Минэк, ни налоговых консультантов не смутил тот факт, что при почти монопольной зависимости бюджета от нефтегазовых доходов рубль ведёт себя ровно наоборот: падает цена на нефть падает и курс рубля к доллару.
Параллельно с несбыточным прогнозом Минэка, специалисты Vygon Consulting, опираясь на расчеты уже Минэнерго, предсказывают падение добычи в 2024 г. до 467 млн т, а к 2035 г. – до 354 млн т. Иными словами, рентабельность добычи русской нефти упадет, объемы экспорта тоже, цены на нефть уйдут в пике, а курс рубля взлетит до небес. Что там в головах Орешкина и Новака творится, понять невозможно. С таким уровнем консалтинга и прогноза отечественным нефтяникам лучше сразу идти прямиком к гадалке.
Одновременно с горе-консалтерами, оценку будущего нефтяной отрасли страны провели также Роснедра. В эту оценку была заложена цены в $69 и сохранение нынешнего курса рубля к доллару. Что ближе к реальности, но тоже не факт. Фактом остаётся экспортная ориентация рынка России, зависимость российского бюджета от внешней конъюнктуры и параметров развития страны от финансовой политики ФРС США. Любопытно тут то, что оценка Роснедр, несмотря на иные базовые показатели, дала сходный результат. Прогноз роста "нерентабельных" месторождений нефти в России до 35% от общего пула месторождений (в реальности процент выше, в расчеты не вошли месторождения уже имеющие преференции).
Вывод: рентабельность добычи при нынешних (искусственно заниженных через биржевые механизмы и "сланец") ценах и завышенной фискальной нагрузке на нефтянку подошла к пределу. Дальше ситуация будет ухудшаться. Выходом из положения могла бы стать диверсификация доходов госбюджета, развитие внутреннего рынка, локализация промышленного производства, изменение сырьевой структуры экспорта в пользу товаров с высоким уровнем передела и создание новых налоговых зон.
Бюджет развития не может быть профицитный, а пассивы всегда источник активов. Это известно любому предпринимателю и банкиру на уровне реального бизнеса, но наш Минфин находится на другом уровне. На уровне, где деньги надо складывать на черный день в чулок. Поэтому извлекаемые сегодня из нефтяной отрасли сверходоходы Минфин не инвестирует, а складирует в госбумагах стратегических конкурентов России.
Если логика правительства останется инерционной, то в будущем придется снижать налоговое бремя на нефтянку, что приведет к падению госдоходов. Второй вариант - всеми силами держать налоговую нагрузку, что приведет к падению добычи и ... падению опять-таки госдоходов. Оба варианта ведут к социальной напряжённости и политическому коллапсу. Второй - с небольшим отставанием по фазе от первого.
Собственно, выход только один - диверсификация экономики. Но вахтерами у этого выхода Силуанов, Орешкин и прочие кудрины с чубайсами. Так что выхода нет.