Сегодня президент подписал указы о помиловании троих граждан России. Двоим из них, Марине Чернышевой и Раисе Плетневой будет
сокращен срок лишения свободы.
В ходе ссоры с бывшим мужем Чернышева ударила его ножом, мужчина выжил. Муж просил о смягчении приговора, говорил, что сам устроил конфликт, и отрицал умысел бывшей жены на убийство.
Плетнева в ходе ссоры задушила мужа, который был пьян. Свидетели на суде говорили, что муж много пил, был агрессивным, поднимал на нее руку, не работал, а редкий заработок тратил на алкоголь.
Что сразу хочу сказать. Уменьшение для этих женщин срока заключения даже на один-единственный день — это благо. Увы, освобождения от наказания не случилось, но таков наш с вами закон сейчас. Мы бесконечно можем рассуждать о том, как надо поступать в таких случаях, но максимум, который доступен сейчас в рамках законодательства — работает именно так. Такова сегодняшняя реальность правоприменения.
В России четыре из пяти женщин (79%), осужденных в 2016–2018 годах за умышленное убийство (ч. 1 ст. 105 УК),
в действительности защищались от домашнего насилия. Их не президент должен вручную защищать, их должен защищать закон! Я сама много раз общалась с женщинами в колониях. Молоденькие совсем и пожилые, из разных семей, из разных кругов... До сих пор каждый раз все внутри обрывается от этих историй. Бил-бил-бил, ответила — села. Душил до черноты в глазах, нашарила нож, теперь в колонии. Это бесконечная, нерешаемая у нас сейчас правовым образом проблема.
Это мы с вами, дорогие коллеги-законодатели, всё самое дорогое в наших женщинах, все женское обаяние, всю женскую силу обрекаем на грех, на трагедию. Их государство должно защищать — а они спасают себя сами с ножом в руках, доведенные до предела, до отчаяния. Выходят обозленными на весь мир. Теряют всё — семью, детей. Им с этой кровью на руках потом мучаться все оставшиеся годы. Чья это вина? Это наша вина!
Все силы мы должны бросить на предотвращение домашнего насилия, не допускать самого страшного сценария. Государство должно прогарантировать, что оно на стороне тех, кому угрожают, кого бьют и кому буквально страшно за свою жизнь. Сделать максимум для профилактики насилия!
Все это время мы бьемся за эту профилактику насилия в семье. Нужен закон, который защитит женщин от необходимости спасать себя самостоятельно. А всем тем, кто в отсуствие такого закона уже оказался в системе отбывания наказаний за спасение собственной жизни или жизни детей, я желаю сил и еще раз сил. Перед каждой жертвой мы с коллегами несем личную ответственность.