Мировой рынок зерна в ожидании дефицита и ажиотажного спроса
За вторую половину марта фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже выросли на 15%. И это общемировой тренд: майская французская пшеница
завершила торги понедельника бурным ростом.
Ключевыми являются два фактора. Погода - трейдеров беспокоят признаки прогрессирующей засухи в ряде регионов Европы и Причерноморья, в США заморозки грозят накрыть аграрные районы Великой американской равнины. И, естественно, пандемия коронавируса, с которой совершенно непонятно, чем и когда это всё закончится.
В результате страны-импортеры стремятся максимально пополнить свои зернохранилища, страхуясь от возможных рисков, а биржевые котировки идут вверх. В качестве примера приведем Ближний Восток.
На днях президент Египта, одного из главных покупателей пшеницы, призвал увеличить резервы. В конце февраля Саудовская Аравия закупила 715 тыс. тонн пшеницы с поставкой в апреле-июне, а вчера зерновое агентство страны запросило саудовских инвесторов за рубежом импортировать в королевство еще 355 тыс. тонн пшеницы (это около 10% всех внутренних потребностей). 27 марта Турция закупила 175 тыс. тонн (при плане 200 тысяч), а на 10 апреля наметила новый тендер на 250 тыс. тонн. 120 тыс. тонн вчера приобрела Иордания. Рынок забурлил.
В России закупочная цена рекордно выросла сразу на 1 тысячу до 13,3 тыс. рублей за тонну, обогнав нефтяные котировки. Цена нашей пшеницы на внешнем рынке подорожала на $5, до $222 за тонну. Перевалка зерна в I квартале на новороссийском терминале Группы "Дело" (третий в стране) выросла на 57%, а объемы за март на 90%.
Чтобы как-то сбалансировать рынок и не допустить стремительного увеличения внутренних цен и дефицита Минсельхоз уже
квотирует экспорт.
Урожай ожидается на уровне 120-130 млн тонн, в том числе пшеницы - 80-85 млн тонн. А экспортный потенциал в сезоне-2020/21 оценивается на уровне 48 млн тонн. Экспорт пшеницы ожидается в следующих объемах:
1. Россия - 38,4 млн тонн.
2. Евросоюз - 27,8 млн тонн.
3. США - 26 млн тонн.
Если ситуация с коронавирусом затянется еще на несколько месяцев, в условиях глобальной самоизоляции мы получим значительное превышение спроса над предложением и отличную возможность для России возместить свои потери от экспорта нефти рекордными заработками на продовольственных поставках. Страна-зерноколонка!
А для грузоперевозок данный расклад означает рост по всей отрасли - от увеличения загрузки железнодорожной сети в условиях, когда этот показатель падает, до роста перевалки зерновых терминалов в портах при поставках на экспорт. И дополнительные прибыли для всех игроков.