Счетная палата
проверила эффективность использования денег из бюджета на развитие портовой инфраструктуры. Выводы для Минтранса и Росморпорта неутешительные:
1. Морские порты не работают в полную силу. В 2018 году разница между проектной мощностью и фактическим грузооборотом составила 288 млн тонн,
не использовалась четверть имеющихся мощностей. Одна из причин - низкий уровень прогнозирования объемов грузооборота (в т.ч. без учета изменяющейся мировой конъюнктуры) при разработках программ развития морских портов.
2. Низкая степень реализации федеральных программ развития:
• В 2016-2019 гг.
из запланированных 36 объектов госсобственности были построены и введены в эксплуатацию только 13. Это отражается на частных инвестициях - их уровень за этот период упал с 50% до 14%. Например, в прошлом году Росморпорт не смог завершить работы в Ванино, что затормозило ход строительства частного угольного терминала за 24 млрд рублей мощностью 12 млн тонн в год.
• Малые глубины в акваториях портов (зона ответственности Росморпорта), из-за чего простаивает и не развивается инфраструктура. Пример: из-за недостаточных глубин у нового причала порта Оля (Каспий) инвестором не установлено перегрузочное оборудование, не подведены ж/д пути. В 2018 году грузооборот порта составил 27% от проектных мощностей.
3.
Неэффективное использование бюджетных средств: Росморпортом не востребованы результаты проектных работ по 18 объектам на 783 млн рублей. Другой пример: Росморпорт не включил в процесс развития Усть-Луги объекты незавершенного строительства с высокой степенью готовности, что привело к увеличению стоимости оставшихся работ на 448 млн рублей.
На запрос "Российской газеты" о причинах срывов инфраструктурного развития в Росморпорте не ответили. С учетом провалов в
ледокольной программе, ситуация выглядит совсем удручающе. Пора гендиру Лаврищеву начать наводить порядок в хозяйстве, иначе в скором времени последуют кадровые оргвыводы - можно не сомневаться.