Короли фармы: Андрей Иващенко. Как из конторы комбинаторной химии «Химрар» стал одним из значимых игроков отечественного фармрынка.
Председатель совета директоров НП ЦВТ «Химрар» Андрей Иващенко – выпускник московского Физтеха – начал бизнес
одновременно со своим отцом Александром, основателем компании. Правда, к фарме он тогда не имел никакого отношения: занимался продажей компьютеров и был совладельцем компании Inel.
В начале 90-х Андрей присоединился к отцу, наладившему
комбинаторные синтезы в лабораториях, которые были разбросаны по всей России и другим странам бывшего СССР (первое название «Контракт-Сервис»). Суть комбинаторной химии заключалась в получении и продаже библиотек соединений для т.н. скрининга – поиска новых лекарств среди тысяч новых веществ.
Заказчиками «Химрара» были химические компании Merck, Acros и американская Sigma Aldrich. Чтобы быть ближе к основному покупателю, отец и сын в 1997 году основали
американский филиал ChemDiv, который позднее переехал в Сан-Диего.
В 2003-2004 «Химрар» приобрел аварийное здание бывшего института радиоприборостоения в Химках. Около
$50 млн на покупку и обустройство лабораторий Иващенко собирали по друзьям и коллегам, имена которых не раскрываются. Рассчитаться с кредиторами компании удалось менее чем за 5 лет - успели до кризиса 2008.
Еще с 90-х комбинаторные синтезы были популярным способом дополнительного (или даже основного) заработка для научных сотрудников институтов, в т.ч. подведомственных РАН. Бизнес Иващенко приносил около $30 млн в год. К слову, огромное количество нынешних сотрудников российских фармацевтических R&D получили навыки именно в комбинаторике.
Но спрос на контрактные исследования падал. На рынке появились китайские конкуренты, опустившие ценник на биологически активные соединения и их полупродукты. «Химрар» занялся поиском новых направлений для роста. В 2007 году, чтобы реализовать производственные амбиции, компания учредила
«Технологию лекарств».
В 2009 году компания стала одним из самых крупных участников целевой программы
«Фарма-2020», разработанной Минпромторгом под руководством
Виктора Христенко – мужа Татьяны Голиковой. «Химрар» выступил экспертом по инновациям в многомиллиардном проекте, а «Технология лекарств» (сейчас принадлежит «Р-Фарм») получила почти полмиллиарда по госпрограмме на
разработку дженериков востребованных зарубежных лекарств. Еще 600 млн компании дали на разработку условно отечественных элсульфавирина от ВИЧ и госоглиптина от сахарного диабета (права на оба препарата переданы от зарубежных компаний).
Важная деталь. Иващенко-старший был близким другом
Анатолия Цыба – директора НИИ медицинской радиологии. Эту дружбу сохранили их наследники – Андрей Иващенко и один из авторов «Фармы-2020»
Сергей Цыб, в 2013 г. занявший пост первого замминистра промышленности и торговли.
Еще одна деталь. «Химрар» Иващенко – одна из редких компаний, к которым у Минпромторга
не возникло финансовых претензий по предварительным итогам реализации программы. В картотеке арбитражных дел нет ни одного иска от ведомства, чего нельзя сказать об остальных исполнителях, с которых Минпром пытался взыскать почти 3 млрд рублей неустойки.
Вместе с карьерой Цыба в гору пошла и карьера Андрея Иващенко: с 2013 года он занимает пост члена правления НП «Физтех-Союз». В том же году открыл новое производство «Биоинтегратор». Красную ленточку тогда вместе с Иващенко разрезал первый вице-премьер
Аркадий Дворкович, который продолжает тесно взаимодействовать с «Химраром» и после своей отставки, уже будучи главой фонда «Сколково».
В 2014 году Иващенко вошел в подкомиссию по вопросам обращения лекарственных средств и экспертный совет при Минпромторге по развитию фармы. Иващенко – один из активных лоббистов
принудительного лицензирования – выпуска дженериков до истечения патента. Самая свежая его инициатива: обязать держателей патентов вкладывать 20% выручки от продажи своих изобретений в российские R&D-центры. Конъюнктурный тренд на максимальный протекционизм хозяин «Химрара» выдерживает на все 100%.