Анна Наринская в колонке на "Новой газете"
беспокоится о перспективах введения дистанционного обучения в вузах на постоянной основе. Оставим за скобками июльское заявление министра образования и науки Валерия Фалькова о том, что никто
не планирует заменять традиционное образование дистанционным, и рассмотрим суть опасений Наринской. Как преподаватель она беспокоится о том, что при обучении онлайн "нет обмена эмоциями, понимания друг друга с полуслова". Мы, если честно, не знали, что именно это главное в высшем образовании. Как-то даже хочется, чтобы студент и преподаватель понимали друг друга не с полуслова, а поглубже разбирались в обсуждаемых темах.
Как мать студента Анна Наринская сокрушается, что ее поступившее на первый курс чадо будет при прослушивании лекций онлайн усваивать "хорошо если половину того", что усваивало бы в аудитории. И вообще для Наринской "большая эффективность образования вживую — дело очевидное". Известно ведь, что студенты на лекциях всегда прилежны, собраны, трезвы и вообще
присутствуют, особенно на первых парах.
Мать и преподавателя Анну Наринскую, возможно, это удивит, но то, что для нее является "делом очевидным", для ученых представляет серьезную и сложную сферу изучения. Качественных исследований, сравнивающих эффективность очного и онлайн-обучения до сих пор не так много. Но имеющиеся работы указывают на то, что в части усвоения материала различия между очными, онлайновыми и смешанными формами при качественной реализации не являются существенными. Десять лет назад на основе проведенного
метаанализа к этому выводу пришли эксперты министерства образования США, речь шла, правда, о школьном образовании. В этом году было опубликовано
исследование ученых Стэнфорда, Калифорнийского университета, Корнеллского университета и Высшей Школы Экономики, в котором демонстрируется отсутствие различий в итоговых оценках студентов, обучавшихся дистанционно и очно.
Рискнем предположить, что Анну Наринскую в большей степени беспокоит другое, невысказанное соображение: в условиях удаленки сразу становится хорошо видна разница между преподавателями, которые дают реальные знания, и теми, кто присутствует в системе образования ради обаяния, эмоций и личного контакта со студентами. И может случайно выясниться, что студенты учатся еще лучше, если их не отвлекать, например, на авторские курсы известных журналисток и литературных критиков по "сторителлингу". А это знание, согласитесь, ну совсем никому не нужно.