По многочисленным просьбам читателей публикую текстовый вариант моего ролика об экологической катастрофе на Камчатке.
Итак, что же случилось в прибрежных водах Тихого океана?
Первую, самую распространенную версию с неуловимым танкером, который якобы разлил нефтепродукты и исчез, я отметаю сразу. При подобных разливах появляются характерные запах и пленка на поверхности, но ничего этого не было. Люди вообще не замечали ничего необычного перед тем, как у них ухудшалось самочувствие.
Фотографии со спутников не подтверждают наличие или отсутствие нефтепродуктов. Спутник всегда должен подтверждаться химическими анализами, которых на данный момент у нас всего один. И тот официальный.
Я говорю об опубликованных данных о превышении в 4 раза концентрации углеводородов и в 2 раза фенолов. Эти анализы никак не объясняют происходящее. При таких концентрациях не бывает такого массового замора ихтеофауны. Непонятно, как могли пострадать донные обитатели, если загрязнение якобы пришло сверху?
Вторая, на мой взгляд, одна из рабочих версий в будущем – сейсмическая активность на Камчатке. На сайте единой геофизической службы российской академии наук отмечается, что 15 сентября было зафиксировано глубокое ощутимое землетрясение магнитудой 6,0. Это достаточно сильное землетрясение, способное вызвать высвобождение газов на морском дне. При контакте с кислородом они могли образовать углекислую, серную, сернистую и другие кислоты.
Серфингисты говорили о том, что морское дно буквально сварилось и выцвело. Первый же шторм выбросил на берег уже мертвых беспозвоночных и прибил кислотный слой к берегу. Возможно, именно его мы видим со спутников.
Эта версия также объясняет наличие симптомов хрипоты и сухости слизистых оболочек у серфингистов. Но опять же, сначала нужно проверить кислотность воды, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию.
Третья, тоже вполне рабочая версия – возможные учения подводных лодок. Меня сразу смутила география выбросов беспозвоночных. Получается, что все 4 точки расположены как раз на пути следования субмарин на базу в Вилючинск.
На маршруте, например, в районе Халактырского пляжа из лодки могла начать вытекать аккумуляторная жидкость или другие токсичные вещества. При этом, нельзя недооценивать потенциальное количество подобной жидкости на современных кораблях. Там может быть 100 тонн и более. Лодка вполне могла загадить целые участки дна и умертвить морскую фауну, пока добиралась до базы.
Четвертая версия связана с ракетным топливом и другими опасными отходами, которые тем или иным образом могли попасть в океан. Сейчас уже называют пять возможных источников, включая полигоны Козельский и Радыгинский, где в большом количестве хранятся ядохимикаты.
Отдельно стоит упомянуть, что в 1998 году недалеко от побережья была расформирована бригада ПВО, а денег на утилизацию ракетного топлива не нашлось. Всего там могло храниться до 300 тонн токсичных веществ. Возможно, из-за землетрясения 15 сентября какие-то резервуары оказались повреждены, и топливо ушло в прибрежные воды через реку.
И, наконец,
пятая версия, о которой первыми публично заговорили специалисты РАН. По их словам, катастрофу могли вызвать токсины от цветения микроводорослей. Правда такие токсины, накапливаясь в тканях моллюсков, для самих беспозвоночных вреда не представляют. Ими могут отравиться другие морские животные, питающиеся гидробионтами. Поэтому данная версия мне кажется маловероятной.