Хрустальненский ГОК. Оловянный солдатик, который не выстоял. Жалкое зрелище представляет собой некогда знаменитый Хрустальненский ГОК, благодаря которому Приморский край считался центром оловодобычи всей страны.
ГОК начал работу в 1948 году и разрабатывал восемь рудников. Большая их часть была закрыта еще в 1970-х, но некоторые месторождения до сих пор не исчерпали своих возможностей.
В послесоветское время разработкой рудников занималась
компания «Станум» Вадима Трибуля. Но цены на олово упали, и компания обанкротилась. Оборудование демонтировали и вывезли, остальное растащили. Теперь здание фабрики называют
приморскими трущобами. Из-за ненадежных конструкций находиться там реально опасно. О былом величии ГОКа напоминают только разбросанные близ поселков хвостохранилища.
На аукционе в августе 2012 года Приморнедра разыграли лицензию на разработку «Искры», одного из крупнейших оловянных месторождений бывшего ГОКа. Претендентами выступили две
компании с китайскими корнями: «Хрустальная» и «Пять звезд». Победила первая, получив право на разработку на 20 лет. Но в регионе остались обе компании. Каждая из них купила по паре хвостохранилищ, в которых содержится немало олова, меди, индия, серебра и цинка. Перерабатывать хвосты дешевле, чем осваивать месторождение.
Российские инвестиции, несмотря на ожидания жителей Приморья, на ГОК так и не пришли. Возлагали большие надежды на «Северное олово» (была подконтрольна
Millhouse Романа Абрамовича), но в 2017 году компания приняла решение о ликвидации, оставив единственным производителем олова в России на тот момент холдинг «Селигдар». Также надеялись на новые оловянные проекты
«Ростеха», но в сторону Приморья они не смотрели.
Поговаривали, что китайские инвесторы будут перевозить пески с хвостов на новую фабрику за $5 млн, где будет создано около 300 рабочих мест. Запасы олова в хвостохранилище - 32 тыс. тонн, т.е. на 15 лет работы. Но продолжения у этой истории пока нет.
А руины заброшенного ГОКа все еще напоминают о том, что когда-то здесь кипела жизнь. Сюда переезжали люди со всей страны. Предприятие обеспечивало 30% от всего добытого олова. Были сады с бассейнами, а фильмы в кинотеатре появлялись чуть ли не раньше, чем во Владивостоке. Сейчас – упадок и разруха, а на ГОК приезжают только отчаянные туристы.