Когда широко известный в узких кругах издатель Дерк Сауэр подобрал беженцев из Ведомостей сразу возник очень важный вопрос - денежный. Считалось, и всячески поддерживалось самим Сауэром, что этот парень «про деньги». При том, что коммерческие перспективы проектов подобных VTimes, мягко говоря, сомнительны, а новое сетевое издание с первых шагов отметилось голимой навальнятиной, доказав, что «беженцы» рядом не стояли с деловой журналистикой. Условия, изначально озвученные Сауэром при вербовке, были заведомо спартанскими: он был готов взять 20 пишущих и 5 коммерческих сотрудников с гарантией финансирования на 9 месяцев, причем свою долю в финансировании он определял в 20%, остальное бабло – некие гранты и фонды, занимающиеся поддержкой «независимой» журналистики. При этом публично объявлялось, что сам Сауэр никакого отношения к учредительству и финансированию не имеет, являясь лишь советником-консультантом, а издание собирается существовать на пожертвования своих почитателей.
То есть предположение, что Сауэр – «про деньги», не является заведомо ложным. Только это не совсем те деньги. Возникало впечатление, что корыстный интерес издателя – освоение политически окрашенных средств из понятных зарубежных источников. При более пристальном взгляде на трудовую биографию Сауэра и судьбу опекаемых им активов, это впечатление превращается в документированное убеждение.
Голландский издатель Дерк Эрик Сауэр появился на пространствах разваливающихся союзов в конце 80-х, стал основателей отечественной глянцевой журналистики, создал издание для экспатов The Moscow Times, возглавлял Издательский дом Independent media, который и продал в 2005 году финской издательской группе Sanoma. Стал автором проекта «Ведомости», учрежденного совместно с FT и WSJ, с 2012 года руководил холдингом РБК и на всех позициях, где оказывался Сауэр появлялись всякие «прочие» доходы, не связанные с подпиской и рекламой, чье происхождение от известных фондов и примкнувшим к ним спецслужб прослеживается в двух-трех итерациях. При этом тратит он эти средства крайне неряшливо. Результатом его хозяйственной деятельности в РБК стало возбуждение уголовного дела по обвинению в мошенничестве, что вынудило Сауэра покинуть Москву и вернуться в Нидерланды.
В 2016 финансовые проблемы и поправки в закон о СМИ, ограничивающие долю иностранцев 20%, вынудили Сауэра покинуть проект «Ведомостей», для начала продав Демьяну Кудрявцеву долю Sanoma в «Ведомостях». У него же буквально через год Сауэр выкупает права на The Moscow Times. Которую он передает в управление голландскому фонду «Stichting 2 Oktober», которым в свою очередь управляет совместно с вышеупомянутым Кудрявцевым (сам Сауэр формально вышел из этой НКО в 2020 году).
«2 Oktober» - очень интересный фонд, учитывая его ключевую роль в деятельности The Moscow Times и VTimes, являющихся по сути однояйцевыми близнецами, даже их офисы расположены на одном этаже в башне «В» шикарного бизнес-центра Skylite на Ленинградке (где аренда самого скромного офиса начинается от 600 тыс. рублей в месяц). «Наша миссия - декларируется на портале фонда – поддержка независимой журналистики в странах СНГ…В России, где подавляющее количество СМИ контролируется государством, жизненно важно, чтобы объективные новости и информация оставались доступными для всех». То есть, переводя на русский, контролировались каким-то другим государством…
Напомним, The Moscow Times была основана за счет «инвесторов», связанных со спецслужбами США, о чем сам Сауэр имел неосторожность хвастаться в 92-м году. Издание поддерживалось за счет средств Ходорковского через швейцарскую дочку Менатеп «Mеnatep Lausanne», пока сам Сауэр не переметнулся сначала к Потанину, а потом к Прохорову. Сегодня деятельность этих близнецов Саэура практически полностью обеспечивается фондом «2 Oktober». В свою очередь официальные источники средств фонда: фонд «Free press Unlimited», финансируемый USID и МИДом Нидерландов, голландский фонд Stichting De Boomgaard. В качестве источников средств также называются структуры Ходорковского.