Size: a a a

2020 June 17
PhilosophyToday
На DailyNous подобрали список свежей англоязычной научной литературы по морально-нравственным вопросам войны с памятниками.

У нас тоже кое-что имеется.

Мэри Бирд «Войны со статуями»

Хаим Сокол «Тезисы о монументальной скульптуре»

Борис Гройс «Товарищи времени»

Алейда Ассман «Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика»

«Искусство» № 3, 2012. Паблик-арт: диалог с городом

Мы же напомним старую философскую истину, высказанную Лакидом Киренским: «На статуи лучше смотреть издали».
источник
PhilosophyToday
Непонятный нам персонаж Юк Хуй выходит на русском в V-A-C. Читайте на "Горьком" введение в Юка Хуя. Мы тоже прочтем и будем понимать, что за Хуй. А на LARB - огромное и свежее с ним интервью обо всем, которое мы не советуем читать никому.
источник
PhilosophyToday
Дж. Л. Серт, Ф. Леже, С. Гедион

Девять тезисов о монументальности

1. Монументы — это памятные места, которые люди создали в качестве символов своих идеалов, целей и свершений. Они предназначены для того, чтобы пережить время, которому они обязаны, и являются наследием будущих поколений. Как таковые, они формируют связь между прошлым и будущим.

2. Монументы являются выражением самых высоких культурных потребностей человека. Они должны удовлетворять постоянное требование народа о преобразовании его коллективной силы в символы. Самые ценные монументы — те, которые выражают чувства и мысли этой коллективной силы — народа.

3. Всякие ушедшие в прошлое времена, оставившие след в истории культуры, способны создавать эти символы. Поэтому монументы возникают только тогда, когда людей объединяет единая культура и единое мировоззрение. Наши времена пока не смогли создать долговечных монументов.

4. Последнее столетие мы наблюдаем девальвацию монументальности. Это не означает, что формально не хватает памятников или архитектурных монументов, претендующих на эту роль; но так называемые монументы недавнего прошлого, за редким исключением, превратились в пустышки. Они ни в коей мере не передают дух или всеобщее ощущение современности.

5. Этот упадок и злоупотребление монументальностью является основной причиной, по которой современные архитекторы сознательно пренебрегают монументальностью и восстают против него. Современная архитектура, как и современная живопись и скульптура, должна была пройти трудный путь. Она начиналась с решения более простых проблем, с более утилитарных зданий, таких как малоэтажное жилье, школы, офисные здания, больницы и подобные постройки. Ныне современные архитекторы знают, что здания не могут быть задуманы как изолированные единицы, что они должны быть включены в более широкие урбанистические схемы. Между архитектурой и градостроительством нет границ, как и между городом и регионом. Ко-рреляция между ними необходима. Монументы должны предлагать наиболее сильный акцент в этих общих схемах.

6. Нужно сделать еще один шаг. Послевоенные изменения во всей международной экономической структуре могут привести к организации общественной жизни в городе, которая до сих пор практически отрицалась.

7. Люди хотят, чтобы здания, в которых проходит их городская общественная жизнь, обеспечивали больше, чем просто функциональность. Они хотят, чтобы их стремление к монументальности, радости, гордости и эмоциям было удовлетворено. Выполнение этого требования может быть обеспечено с помощью новых средств выражения, хотя это и нелегкая задача. Для этого необходимы следующие условия: монумент, являющийся интеграцией работы проектировщика, архитектора, художника, скульптора и пейзажиста, требует тесного сотрудничества между всеми ними. Это сотрудничество провалилось за последние сто лет. Большинство современных архитекторов не были обучены такой комплексной работе. Им не поручали монументальных задач. Как правило, те, кто правит страной и администрирует население, будучи блестящими специалистами в своих узких сферах, в своих художественных суждениях не отличаются от среднестатистического человека современника. Как всякий обычный человек, они испытывают раскол между тем, как мыслят и тем, что чувствуют. Вкусы тех, кто управляет странами и администрирует население, остаются неразвитыми и все еще пропитанными ложными идеями XIX века. По этой причине они не в состоянии распознать творческие силы нашего времени, которые в одиночку могли бы построить памятники или общественные здания, которые только и должны быть интегрированы в новые городские центры, чтобы сформировать подлинное выражение нашей эпохи.

(окончание здесь)
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач на четверг, 18 июня:

17.00 Круглый стол "Платонизм в искусстве". Татьяна Левина, Алексей Алиев, Екатерина Подобуева.

18.00 Евгений Блинов «Мишель Фуко об „авторитарной медикализации“: от „техник власти“ к „технологиям населения“».

18.00 Анна Темкина «Академическое сообщество в карантине: моральные эмоции и переговоры с судьбой».

18.00 «Непредсказуемость: где экономика встречается с психологией?» Владимир Мау, Александр Асмолов.

18.30 Виктор Вахштайн "Страх и солидарность в мегаполисе".

19.00 Пандемические разговоры № 3: Климат. Алексей Кокорин, Анастасия Бекиш, Ольга Шпарага, Владимир Спивак, Соня Епифанцева.

19.00 Екатерина Кочеткова «Марина Абрамович: искусство хрупкости и доверия».

19.00 Дискуссия «Российская политика карантина: успех или неудача?» Ярослав Ашихмин, Василий Власов, Татьяна Михайлова, Алексей Ракша, Борис Грозовский.

19.00 Круглый стол «Интеграция искусства русского андеграунда в зарубежный контекст». Михаил Гробман, Ирина Врубель, Николя Гутников и др.

20.00 Дискуссия "Антибактериальный дизайн. Как изменятся общественные пространства после пандемии?"
источник
2020 June 18
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Сегодня утром в высотке на Кудринской площади покончил с собой профессор-коммунист, доктор философских наук Лев Константинович Науменко. Он вышел на лестницу и повесился.
Причина страшного поступка банальная - старость. В последнем письме Науменко есть такие печальные строки: "Слепну, глохну, теряю остатки памяти. Я уже никому не нужен, да и мне тоже уже никто не нужен. Уходить из жизни трудно, но оставаться еще труднее".
Такая вот мрачная философия.
источник
PhilosophyToday
Лев К. Науменко был учеником Ильенкова, покончил жизнь самоубийством как свой учитель и имел квартиру в сталинской высотке на Краснопресненской. Ему было 86 лет. Философы живут долго.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Горячо поддерживаем
источник
PhilosophyToday
Музеи настолько очистились, что новый номер штатного журнала MMOMA — «Диалог искусств» — вышел без иллюстраций (ну почти), рецензий, анонсов и прочих рубрикаторов.

В первой его части герои современного искусства и около него рассуждают о новом мире: куратор «Гаража» Катя Иноземцева ворчит на zoom и поражается скорости перемен, арт-критик Екатерина Деготь топит за демократию, глава выставочных программ нью-йоркского New Museum Массимилиано Джони «вангует» о жизни музеев после пандемии, модная киноведка Зинаида Пронченко продолжает иронизировать над богатыми в новых для них жизненных обстоятельствах и цитирует моего любимого режиссера Кристофа Оноре, архитектор Кирилл Асс пронзительно высказывается об одиночестве.

Во второй — хороший арт-проект — пародийно-футуристическая выставка. Дубосарский с Виноградовым (пусть и по-отдельности), Николай Кошелев, Осмоловский и еще с полтора десятка молодых и уважаемых художников рефлексируют и просто флексят во время изоляции.

Мне очень нравится, что этот изобретательный, даром что нишевый журнал, тоже придумал как концептуально поменять себя в моменте, когда писать не о чем, а можно только «охать». И нравится подборка героев, их действительно интересно читать. И нравятся наивные работы русских художников, сделанные то ли от скуки, то ли из страха. Новый номер «Диалога искусств» можно заказать на сайте или купить только что открывшемся корпусе ММОМА на Петровке. Врывайтесь в музеи ровно также, как ворвались в собянинские летние веранды.
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач на пятницу, 19 июня:

10.00 Конференция «Кризис и пост-кризис: люди, институты, практики». Игорь Чубаров, Александр Фокин, Евгений Волков и др.

13.00 Диалог «Цифровые данные: безопасность vs приватность». Скот Макгуайр, Екатерина Лапина-Кратасюк.

15.00 Василий Перминов «К механизмам самообоснования математики».

16.00 Дискуссия «Публичное, частное и политическое в медикализированном мире». Глеб Кузнецов, Оксана Мороз, Борис Кагарлицкий, Екатерина Шульман, Константин Гаазе.

16.00 Валери Кивельсон «Как изобразить ненависть? „Иноверцы“ в миниатюрах Лицевого свода».

17.00 Сергей Туманов «Будущее как идеал, прогноз и проект».

17.00 Мария Осетрова «Гастронационализм в Республике Корея, или как корейцы понимают себя через национальные пищевые традиции».

17.00 Алексей Петухов «Париж „безумных 1920-х“: художественная жизнь и арт-рынок. Парижские маршаны — новое поколение».

18.00 Генеалогии феминизмов: Татьяна Исаева.

18.00 Дискуссия «Здоровый город: новые решения». Арина Дробина, Никита Румянцев, Артем Герасименко, Василий Яблоков, Алексей Новиков, Ангелина Давыдова.

19.00 Киломяу «Построение интерфейсов, архитектуры и онтология пользовательского опыта».

19.00 Дискуссия «Миграция из Центральной Азии сквозь призму современной музыки: аудиальные, визуальные и текстуальные аспекты».

20.00 София Гарагуля «Феномен смеющегося человека».
источник
PhilosophyToday
Новости коротко

Отечественные интеллектуалы неожиданно горячо откликнулись на публикацию в «Российской газете» статьи секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева «Нужны ли России „универсальные“ ценности?»

Статья Патрушева подготовлена в рамках широкомасштабной поддержки первыми лицами государства поправок к Конституции, что хорошо заметно по риторическому ряду и набору базовых идеологем. Часть этой же кампании — интервью председателя Госдумы Вячеслава Володина («после Путина будет Путин!»), статья президента РФ Владимира Путина в National Interest и др.

Вероятно поэтому известный интеллектуал, идеолог летних протестов 2019 года в Москве Григорий Юдин выступил с резкими нападками на статью г-на Патрушева. Суть заметки социолога Юдина в том, что политический язык Патрушева устарел, а рассуждать в терминах ценностей могут лишь очень нехорошие люди.

Ему возразил профессор ВШЭ Виталий Куренной. Он выступил в любимом нами жанре "за все плохое против всего хорошего", поддержав Патрушева. Известный культуролог сослался на то, что ценностный дискурс в нынешние времена никуда не делся, но наоборот только укрепился. Разве что ценности более не претендуют на универсальный характер, а отражают «сингулярные» групповые интересы.

Дискуссия прямо сейчас разворачивается в фейсбуке последнего.

UPD: из смешного - пост Куренного о "сингулярности" перепостил Singularity University
источник
2020 June 19
PhilosophyToday
Славой Жижек

Где Грета Тунберг и Берни Сандерс?

В последние месяцы тема Ковид-19 полностью затмила экологические проблемы, а в последние недели к ней добавились антирасистские протесты, которые распространились из США на весь мир. Важнейшая идеологическая и политическая битва, которая происходит в эти дни, касается отношений между этими тремя областями: эпидемии, экологический кризис, расизм. Давление со стороны «истеблишмента» направлено на то, чтобы разделить эти три области и даже намекнуть на напряженность в отношениях между ними. Часто можно услышать, что наша главная задача сейчас — заставить экономику двигаться вперед, и что для этого мы должны немного пренебречь экологическими проблемами; можно услышать, что хаотичные антирасистские протесты часто нарушают социальное дистанцирование и по этой причине способствуют распространению инфекции Ковид… Вопреки этой линии рассуждений, следует настаивать на базовом единстве трех областей: вспышки эпидемий возникают как часть наших несбалансированных отношений с окружающей средой, это не только проблема здравоохранения; антирасистские протесты также получили дополнительный толчок в связи с тем, что эпидемии в гораздо большей степени угрожают расовым меньшинствам, чем белому большинству, которое может позволить себе самоизоляцию и более качественное медицинское обслуживание.

Что касается антирасистских протестов, то вот как Спайк Ли ответил на вопрос «Почему за восемь лет Обама не смог произвести достаточно существенных изменений в межрасовых отношениях в США?»: «Очень хороший вопрос. Но вы должны понять: расовые отношения — которые только ухудшились — это прямая реакция на то, что у нас был чернокожий президент». Почему? Не потому, что Обама был «недостаточно чернокожим», а потому, что он олицетворял образ чернокожего американца, за которого выступали либералы-левые, чернокожего американца, преуспевшего при полном соблюдении правил либеральной игры. Протесты — это жесткий ответ на вопрос: «Теперь у вас есть чернокожий президент, чего еще вы хотите?» Наша задача — сформулировать это «еще».

В одном из эпизодов сериала «Хорошая борьба», спин-оффа сериала «Хорошая жена», героиня просыпается в альтернативной реальности, в которой Хиллари Клинтон одержала победу на выборах 2016 года, победив Трампа. Но результат является парадоксальным для феминизма: нет никакого #metoo, нет кампании протеста против Вайнштейна, потому что умеренный истеблишмент левых феминисток опасается, что если будет слишком серьезный протест против мужского харассмента в отношении женщин, то Клинтон может потерять мужские голоса и не быть переизбрана, плюс Вайнштейн является важным донором кампании Клинтон… Разве нечто подобное не случилось с Обамой?

Дело не только (или не столько) в том, что чернокожие должны получать больше финансовой поддержки, чтобы исправить свое экономическое положение. В фильме «Малькольм X» Спайка Ли есть замечательная деталь: после выступления Малькольма в колледже к нему подходит белая студентка и спрашивает, что она может сделать для борьбы чернокожих за освобождение; он хладнокровно отвечает ей: «Ничего». И уходит… Когда я использовал этот пример несколько десятилетий назад, меня критиковали за то, что мы, белые, не должны делать ничего, чтобы поддержать борьбу чернокожих; но моя (и, я думаю, Малкольма) точка зрения была более тонкой. Белые либералы не должны вести себя так, как будто они освободят чёрных, они должны поддерживать чёрных в их собственной борьбе за освобождение, рассматривая их как автономных агентов, а не просто как жертв обстоятельств.

Итак, вернемся к нашему изначальному вопросу: исчезновение Греты и Берни из нашего публичного пространства не означает, что они были слишком радикальны для нынешней эпохи кризиса, когда необходимы более объединяющие голоса. Наоборот, они не были достаточно радикальны: им не удалось предложить новую глобальную перспективу, которая бы реанимировала их проект в условиях эпидемий.

RT, 15.06.2020 (полный перевод на русский здесь)
источник
PhilosophyToday
Приятно, когда болгары пишут про русскую религиозную философию, а ее в рецензии характеризуют как little-known, but fascinating and often enigmatic. Правда немного пугает, что русскую религиозную мысль начала ХХ века характеризуют как largely, almost completely unexplored. Короче, вы понимаете: в лавке двери все открыты, но не идут бандиты. То есть Флоренским и Трубецким можно запросто торговать за рубежом. Главное – выучить английский.
источник
PhilosophyToday
А вы правда ненавидите Колина Ферта  точно так же как мы? Тогда вы должны быть рады, что он сыграет роль Вальтера Беньямина в экранизации этой книги. Не то, чтобы мы не любили Беньямина, но с ним определенно что-то не так. Остальное читайте на "Горьком".
источник
PhilosophyToday
Традиционная рубрика "Пятничный Гитрел". Нет, это не фотошоп. Это реальная обложка одного чешского журнала.
источник
PhilosophyToday
Джейсон Бабак Моагег

11 принципов коронадемонологии

(10) Демоны заставляют вас говорить с самим собой, появляясь в виде голосов в вашей голове (вспомните об одержимости и экзорцизме), и здесь наблюдается буквальная связь вируса и демонов, так как большинство людей, зараженных вирусом, попадают в лихорадочные состояния, когда они вы бреду разговаривают сами с собой. Кстати шизофрения часто диагностируется, когда люди слышать голоса — шизофреники подвержены слуховым галлюцинациям, которые со временем становятся всё более громкими, агрессивными, болезненными и убедительными, — у шизофреников наблюдается дефект цепи распознавания, в результате чего их сознание якобы не в состоянии распознать свой внутренний голос. У большинства людей есть так называемая субвокальная речь, когда вы говорите про себя или что-то бормочете, будучи чем-то разочарованы или напоминая себе о делах. Мы непосредственно распознаем это как разговор с самим собой, тогда как сознанию шизофреника это кажется голосом других людей, проникающим в них извне. Меня интересует, в какой мере вирус является чужим голосом — и в какой мере он может быть непризнанным эхом нашего собственного? Мы постоянно говорим о «нем», когда, возможно, нам следует говорить о «нас».

(11) Демоны обладают талантами рассказчиков. Я раньше как-то писал демонах сна: их весьма ярко различным образом изображают в разных культурах, чтобы объяснить паралич во сне (когда сознание просыпается, а тело спит), и почти всегда люди испытывают один и тот же ужас, представляя себе существо, которое сидит на груди и не дает пошевелиться. Завораживает, насколько изобретательны сказки об этих мнимых демонических существах: скандинавы рассказывают об инкубе или суккубе («проклятая женщина»), который садится во сне на грудь ничего не подозревающим людям, чтобы вызвать у них кошмар; в то время как фольклор болот американского Юга говорит о духе («старой ведьме» или «ночной ведьме»), который сковывает дыхание, обнимая верхнюю часть тела жертвы; тогда как жители тихоокеанских островов упоминают процесс под названием kana tevoro (что означает «быть съеденным демоном»), посредством которого духи умерших родственников кормятся твоей душой, а монгольские темные шаманы придумали понятие khar darakh (что означает «быть придавленным Чернотой»), в котором действует нечистая теневая сторона самой вселенной; турецкое понятие karabasan (что означает «темный пресс») — это джинны, от удушения которыми можно спастись, только процитировав Тронный Стих из Корана; и существует множество других версий… Наконец, есть старое персидское название парализующего сон существа — Bakhtak (буквально означает «маленькое состояние»); это небольшое существо с растянутым животом, которое развлекает себя тем, что тебя душит и нейтрализует нервные окончания, чтобы создать онемение. Но трюк с Bakhtak заключается в том, что вы якобы можете обратить его духовное и физическое явление себе на удачу. Так что по одной версии при пробуждении в состоянии паралича необходимо каким-то образом дернуть Бахтака за нос, чтобы продемонстрировать при лунном свете какой он кривой, а в другом варианте просыпающемуся необходимо сорвать с Бахтака шляпу и увидеть его лысую голову. В любом случае, это позволяет поработить демона, чтобы он поделился сокровищами или исполнил желания… но тогда возникает проблема первого принципа, согласно которому демоны исполняют желания, но именно такова самая главная из ловушек демона.

urbanomic
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач на субботу, 20 июня:

11.00 Конференция «Капитализм и свобода». Юрий Кузнецов, Андрей Заостровцев, Аркадий Гутников, Павел Усанов, Дмитрий Травин, Андрей Илларионов и др.

11.00 Цикл лекций «Современный мегаполис и миграционные потоки».

12.00 Конференция «Квир или не квир: о жизни понятия на постсоветском пространстве». Надия Чушак, Фридрих Чернышёв, Марина Усманова, Леся Пагулич, Тони Лашден, Янис Саар, Маша Бекетова, Наталья Матвеева, Джонни Джибладзе, Алекса Тим, Борис Конаков, Тимофей Созаев, Марья Дмитриева, Александр Першай, Жанар Секербаева, Мохира Суяркулова.

15.00 Дискуссия «Бегство за город». Сергей Зуев, Екатерина Голдберг, Аскар Рамазанов, Алексей Новиков и мудак из «Стрелки».

16.00 Ридинг-клаб МВШСЭН Гастон Башляр «Химия огня».

17.00 Дискуссия «Искусство в посткарантинном городе» Николай Палажченко, Миша Мост, Ольга Шишко, Павел Пепперштейн, Анна Трапкова.

18.30 Саша Володина «Вслед за 'становлением' Делёза. Встреча 2».

18.30 Мария Федорова «Женщины у плиты».

19.00 Дмитрий Ольшанский, Елена Рожкова «Феноменология телесности. Эффективность различных методов психологического воздействия на присвоение личностной идентичности».

19.00 Дискуссия «Звуковое пост/нечеловеческое». Денис Сивков, Катя Никитина, Джейкоб Эриксен, Мария Молокова.

19.30 Дискуссия «Проблемы труда и нестабильной занятости в искусстве». Мария Чехонадских, Дарья Юрийчук, Анастасия Дмитиевская.

20.00 Константин Бандуровский «Психология Августина» 44.

20.00 Off_stream № 29 «Мур как пред-витгенштейнианец. Версия Малкольма».
источник
2020 June 20
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Если выйти с Философского факультета МГУ чуть позже обычного, то можно застать такую великолепную картину прямо на парковке около корпуса.
источник