Size: a a a

2020 October 13
PhilosophyToday
Ах вот оно что! Западная философия - последнее прибежище инцелов!

На скриншоте кадр из фильма TFW No GF (Алекс Ли Мойер, США, 2020), который главный орган американских демократических социалистов журнал "Якобинецъ" похвалил, за что был нещадно раскритикован представительницами передовых рядов феминизма.

В общем, скоро всю западную философию от Парменида до Мейяссу отменят по причине поддержки главных врагов человечества - инцелов.
источник
2020 October 14
PhilosophyToday
ВШЭ опубликовало список журналов, на публикации в которых должны ориентироваться сотрудники учреждения, чтобы получать какие-то там надбавки. Список сам по себе не заслуживает слишком большого внимания – в конце концов, это типичный бюрократический wishful thinking продукт волюнтаристских решений и частных предпочтений, выдаваемый за результат экспертной работы. Отметим разве что пару моментов.

Первое – практически полное исключение отечественных журналов недвусмысленно намекает на колониальный характер списка.

Второе – список состоит из двух типов журналов: тех, где сотрудников ВШЭ не опубликуют никогда, и тех, где их уже публикуют. Например, вышла статья одного из философов ВШЭ в Radical Philosophy, и вот этот журнал в списке! А не менее респектабельные e-flux или New Left Review в него не попали.

Кстати, вообще в списке почему-то практически нет журналов, начинающихся с New… Например, New Literary History. Нет и авторитетного The October, вообще много чего нет из известного и популярного, того, что реально читают, а не вестников университета Неймегена.

Впрочем, как утверждают злые языки, все это нужно, чтобы вузу экономить средства и срезать надбавки.

Мы же считаем подобный взгляд слишком оптимистичным. Как часто бывает, благие пожалания могут превратиться в требуемые нормы. Скорее всего высок риск, что вместо того чтобы стимулировать сотрудников ВШЭ публиковаться в Mind, список будет стимулировать руководство ВШЭ нанимать на работу (дистанционную, конечно) тех, кто уже публикуется в Mind. Местным же корифеям останется в лучшем случае вести за ними семинары и готовить субтитры к записям лекций нерусских ученых.
источник
PhilosophyToday
Чтобы не рыться, вот этот чудесный список любимых журналов философов из ВШЭ.
источник
PhilosophyToday
А теперь о программе телепередач и публичных мероприятий на среду, 14 октября:

Онлайн

16:30 Конференция «The Return of Hegel. History, Universality and the Weakness» (до 16.10).

17:00 Круглый стол «История западной философии в контексте Black Lives Matter» Вадим Васильев, Марина Быкова, Петр Резвых, Артем Кротов и др.

18:30 Антон Зыков «Вы так говорите, как будто это что‑то плохое: как успеть возложить труп в дохму, когда вокруг коронавирус?»

19:00 Александр Волков «Свет как строительный материал».

19:00 Rob Wallace, Raj Patel, Mindy Fullilove, Tom Philpott «Dead Epidemiologists: On the Origins of COVID-19».

19:00 Екатерина Задирко, Мария Никитина «Город под землей. Образ метро в литературе».

19:00 Дмитрий Исаев «Трансгендерность и небинарность».

19:00 Алима Бисенова «Ориентализм через сорок лет после публикации книги Эдварда Саида».

19:30 Артем Рондарев «Рок-н-ролл как социальный феномен. Возникновение понятия молодежной культуры. Миф о протестном потенциале рок-музыки: его происхождение и экономика».

Офлайн

16:00 Москва: Николай Зубков «Эстетика XVIII века и книга» (ВГБИЛ).

19:00 Москва: Ирина Кулик «Фантомный соцреализм» (МАММ).

19:00 Москва: Роман Коновалов «Космо-футуризм и русский космизм» (Галерея Ходынка).

19:00 Петербург: Презентация «Шеллинг Ф.В. Й. Философия откровения». Петр Резвых и др. (РХГА).

19:15 Москва: Beat Weekend 2020 (Октябрь).
источник
PhilosophyToday
Вопреки всеобщим представлениям, зачастую о содержании книги проще судить через наиболее критические в отношении них рецензии. Перевел тут одну такую на новый бестселлер Манн "Привилегированные". Автор ее предпочел остаться анонимным - по понятным причинам - разместив текст в блоге консервативного студента философского факультета, специализирующегося на эпистемологии. Сама Манн довольно многословно прокомментировала ее в своем твиттере. Вообще, удивительно, что она как-то среагировала - иначе бы в дружном хоре хвалебных рецензий мы бы и не заметили критики. Наподобие этой еще на Down Girl.
источник
PhilosophyToday
"Корпус", как мы и предполагали, опубликует к non/fiction антисоветский пасквиль Тимоти Снайдера. Ниже напоминаем наш пост о книге двухлетней давности.
источник
PhilosophyToday
«Русский заглянул Сатане в глаза, укладывая Бога на кушетку психоаналитика, он понял, что его народ — народ искупитель. Бьющийся в агонии Бог рассказал русскому историю падения. Сначала было Слово, чистота и совершенство, и Слово было Бог. Но затем Бог совершил детскую ошибку. Он создал мир, чтобы завершить самого себя, но вместо этого он испачкался сам и скрылся долой с глаз от стыда. Бог, а не Адам, принес в мир грех, выпустил на волю несовершенство. С той поры как в мире появились люди, они думали и чувствовали не так и не то, что хотел от них Бог. Всякая страсть и всякая мысль теперь погружена в объятья Сатаны, князя мира сего.

Так этот русский, философ, увидел историю как историю безблагодати. Всякая тварь оказалась лишена собственного образа. Мир превратился в бессмысленную свалку разрозненных фрагментов. Когда людям казалось, что они лучше постигают мир, тем больше мир погрязал во грехе. Современное общество с его плюрализмом и гражданскими институтами, лишь только усугубляющими его недостатки, не дает Богу вернуться из изгнания. Последняя божья надежда только на праведный народ, в политическом единстве последовавший за Вождем, который придет и начнет восстановление мира и так искупит божество. А коли единородное Слово было первым и последним настоящим добром во вселенной, то оправданы любые средства, которые могли бы приблизить его возвращение».

Так начинается статья в «Нью-Йоркском книжном обозрении» (NYRB), посвященная философу-фашисту и антисоветчику Ивану Ильину, которая выйдет на бумаге в сокращенной версии в апреле текущего года.

Такой же ярый антисоветчик Тимоти Снайдер собрал в одном тексте все дерьмо, которое обычно вываливается на путинскую Россию — вот тебе КГБ взрывает дома, вот тебе авторитарная клептократия. Но все было ничего, пока в дело не вмешалась в 2005 году идеология: авторитарный вождь нашел авторитарного философа, и неважно, что тот умер полвека назад. Главное, что мужчина философствовал о России и судьбах в глубокой эмиграции, ненавидел совок и был заодно еще и самым настоящим православным фашистом. После «встречи» дела приняли уже совсем крутой оборот: Путин отказался уходить и, в конце концов, вторгся на Украину и развязал войну в Сирии https://clck.ru/D2LHH

У кремленологии появился новый фаворит: место Дугина занял Ильин. В статье, впрочем, мелькает и тень Дугина и даже имя «фашиста» Проханова. Как шутил в похожем случае культуролог Алексей Чадаев, автор книги «Путин. Его идеология», пусть лучше они там думают, что Путин не просто вор, а за всем этим стоит какая-то непонятная, но серьезная идея. Такая же, как идея о конце истории, имеющая те же самые гегелевские корни, и которая правит политическим сознанием американского истеблишмента.

Разумеется, Путин никакой не православный фашист, а цитатам из Ильина, которого Путин никогда не читал, в посланиях президента Федеральному собранию — чего не знает Тимоти Снайдер — как и цитировавшие его потом Сурков и Медведев, он обязан совсем другому человеку. Ильин появился в круге их цитирования благодаря знакомству с творчеством этого неоднозначного гегельянца Натальи Тимаковой, пресс-секретаря Путина и Медведева. Она окончила Философский факультет МГУ, на котором занималась Ильиным.

А теперь фашист Ильин оказался идеологом русского мира, с чем нас можно поздравить.

Кстати, написано классно. Особенно впечатляет параллель Ильин-Ильич, Снайдер сопоставляет эти фигуры через неразличимость подписи — Ленин иногда подписывался псевдонимом Ильин, а сам Ильин иногда писал под псевдонимами.

Заканчивается статья вообще апокалиптически: «Ильин — это не просто русская философия. Теперь это американская жизнь».
источник
PhilosophyToday
Красивый новый журнальчик про нефилософию. Его нет в списках ВШЭ. Подробности здесь и здесь.
источник
PhilosophyToday
А теперь о программе телепередач и публичных мероприятий на четверг, 15 октября:

Онлайн

03:00 Джоин Уолас, Майк Дэвис, Анна Лаппе, Джахи Чеппел и др. на презентации книги «Dead Epidemiologists: On the Origins of COVID-19».

12:00 Марк Солмс «Нейрологические открытия и предположения Фрейда, что говорит современная наука».

16:00 Тереза Оболевич «Мирра Лот-Бородина и русская религиозная философия (Часть 2)».

17:00 Андрей Белинский «Альтернатива для Германии» и кризис традиционной общественно-политической системы ФРГ».

17:00 Катажина Пенкацкая-Фальковская «Чума в Гданьске и Торуни в 1708–09 гг».

18:30 Алексей Арзамасов «Литературы народов России в начале ХХI века: реалии и парадоксы развития».

18:30 Дискуссия «Город и свобода собраний». Дмитрий Дубровский, Куба Снопек, Олег Козловский, Григорий Вайпан, Денис Шведов и др. (Вообще, интересно получается все это во ВШЭ — выгнали активистов болотной из дверей школы философии, теперь они влезли в окно школы урбанистики).

19:00 Леонид Терушкин «Собибор: история восстания в нацистском лагере смерти».

24:00 Марк Липовецкий «Сорокину 65».

02:00 Ридинг-клаб «Women Write Against Fascism».

Офлайн

18:00 Петербург: Ольга Соломина «Что ученые знают о климате прошлого и можно ли этому верить?» (ЕУ). Ничего. Нет.

19:00 Петербург: Денис Серенко, Адель Черешня «Все совпадения случайны» (Интимное Место).

20:00 Москва: Даша Лойко, Софья Чибисгулёва «Как мы запутались в: словах, этике и невозможности» (Галерея Ходынка).
источник
2020 October 15
PhilosophyToday
Приятно, что про Ковид уже пишут "после". Из остального в свежем LRB привлекает разве что обзор новых книг о прокси-войнах. Номер пустой.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Скандал дня: Тюмень ограбила ВШЭ

"Вчера в РИА Новости вышла заметка с громким заголовком "Российские ученые впервые исследовали причины отчисления из вузов" (ссылка в первом комментарии). В заметке приводилась ссылка на публикацию в журнале International Journal of Instruction и говорилось следующее: "Отчисление студентов в России пока не становилось предметом отдельного исследования. На данный момент эмпирических исследований, позволяющих определить долю исключенных учащихся, выявить причины и механизмы отчисления очень мало, утверждают исследователи."

Еще в журналистской заметке меня удивили две вещи. Во-первых, в Вышке уже давно и плодотворно изучают отсев студентов, были несколько хороших публикаций, грантов и т.п. Во-вторых, по какой-то непонятной причине коллеги из Тюменского государственного университета делали свое исследование на данных по студентам Высшей школы экономики. Откуда у них такие данные? Может быть в пандемию природа настолько очистилась, что информация по студентам Вышки стала доступна любому исследователю?

Все оказалось прозаично. Эта статья -- франкенштейн из нескольких публикаций вышкинских коллег, вышедших несколько лет назад в бюллетене "Мониторинг университета" (где я был в свое время главным редактором), и в журнале "Вопросы образования"".

Подробности здесь.

UPD: Все не так однозначно.
источник
PhilosophyToday
Эрик Швицгебель приводит интересную статистику по количеству студентов, которые заканчивают обучение по программе «Философия» в США. В 2011 году это было 9301 (0,57% всех получавших степень бакалавра). А в 2016 году количество упало до 7498 (0,39%). Подобные же спады наблюдались и в других гуманитарных науках: в английском, истории и иностранных языках. В последующие года ситуация либо ухудшалась, либо не улучшалась. Но в 2019 году ситуация именно с философией начала немного выправляться: 8075 человек, что составляет 0.40%. Швицгебель связывает рост с популярностью сериала The Good Place (отличный, советуем посмотреть), растущим расовым и гендерным разнообразием в философии и все возрастающей актуальности философии для американской политики.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Власть, внешние приличия и непристойное поведение: пять размышлений

Размышление пятое: Кризис нового популизма

…что в творящихся в США беспорядках недостаточно подчеркивается, хотя это абсолютно важно: в пространстве «культурных войн» между политкорректными леволибералами и популистскими неоконсерваторами нет места питающему протесты недовольству. Позиция левых либералов по отношению к протестам такова: «да» — достойным мирным протестам, но «нет» — экстремистским деструктивным эксцессам и мародерству. В некотором банальном смысле они, конечно, правы, но им не хватает верного понимания насильственных эксцессов, которые являются реакцией на то, что либеральный мирный путь постепенных политических изменений не сработал, что системный расизм сохраняется в США. То, что мы видим в насильственных протестах — это гнев, который не может быть адекватно представлен в нашем политическом пространстве.

Поэтому так много представителей истеблишмента, не только либералов, но и консерваторов, открыто критикуют агрессивную позицию Трампа по отношению к протестующим. Истеблишмент отчаянно хочет направить протесты в координаты бесконечной «борьбы против расизма», одной из вечных либеральных задач. Они готовы признать, что мы сделали недостаточно, что впереди долгая и тяжелая работа… только для того, чтобы предотвратить быструю радикализацию протестов, даже не в сторону еще большего насилия, а в сторону их превращения в автономное политическое движение с четко оторванной от либерального истеблишмента платформой. Как писал Мэтью Флисфедер: «Нам нужно научиться не тому, как быть пост-человеком, а тому, как быть справедливыми пост-капиталистами». Постгуманизм — это, в конечном счете, всего лишь еще одна версия нашей неспособности мыслить пост-капиталистически: перефразируя Фреда Джеймсона, легче представить себе все человечество в цифровом виде, связанное со своим мозгом, подключенным к сети и делящееся своим опытом в глобальном сознании, чем представить себе выход за рамки глобального капитализма.

Насильственные протесты — это возвращение репрессированных нашим либеральным обществом, симптом, который воплощает в себе то, что не может быть сформулировано в лексиконе либерального мультикультурализма. Обычно мы обвиняем людей в том, что они просто говорят, а не делают что-то. Текущие протесты — полная противоположность: люди действуют жестоко, потому что у них нет правильных слов, чтобы выразить свое недовольство.

Перефразируя еще раз старую добрую поговорку Брехта: «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием нового банка!»: Что такое прямая расистская непристойность по сравнению с непристойностью либерала, который практикует мультикультуралистскую терпимость таким образом, что это позволяет ему сохранять расистские предрассудки…

Если белая женщина чувствует себя неловко, когда замечает, что к ней приближается чернокожий мужчина, и плотнее прижимает к себе свою сумку, опасаясь, что ее ограбят, то политкорректный критик обвинит ее в том, что она действовала в соответствии со своими расовым предрассудками. К этому новый правый популист добавит, что, вероятно, ее страх оправдан, так как ее однажды уже ограбил чернокожий мужчина. Недостаточно ответить, что следует поднять вопрос о том, какие социальные причины подтолкнули чернокожего в конечном итоге к такому поведению. Даже когда политически корректные критики делают это, они используют подобный аргумент для того, чтобы дискредитировать и тем самым дезактивировать чернокожего грабителя: грабитель не виновен, потому что он не несет полной ответственности за свои действия, а является продуктом прискорбных обстоятельств (в то время как с белым расистом обращаются как с полноценным морально ответственным гражданином и, по этой причине достойным презрения). Это печальный выбор для угнетенных чернокожих: либо вы субъективно неполноценны (расист), либо являетесь продуктом объективных обстоятельств (политкорректный либерал). Как выйти из этого тупика? Как превратить слепую ярость в новую политическую субъективность?

(дальше здесь) (полностью здесь)
источник
2020 October 16
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 16 октября:

Онлайн

18:00 Леонид Люкс «Советский Союз, Германия и Запад в 1930-е годы — к предыстории Второй мировой войны».

18:30 Мария Тендрякова «Многообразие типичного: культурно-историческая психология народа».

18:30 Рене Руссийон «Нарциссизм и анализ Я».

18:30 Панель «Social Movements and Women’s Agency in the 20th Century». Анна Крылова, Кейша Блейн, Николь Барнс.

19:00 Андрей Захаров «Алексис де Токвиль: аристократичный либерал».

19:00 Презентация сборника прозы современных американских авторов «Девять историй».

20:00 Александр Марков «Переводя непереводимое: из долгого опыта».

Офлайн

9:30 Москва: Конференция «Культурная травма в юнгианской психотерапии» (гостиница «Оксана»).

10:00 Владимир: Конференция «Российская государственность в пространственном измерении: опыт, стратегии, перспективы развития» (РАНХиГС).

12:00 Москва: Ярмарка «Cheapcherrybooks» (Басманный двор, до 18.10).

19:00 Петербург: Дискуссия «Обманчивая невинность (Что может мост?)" Шааб Миандус, Олег Хархордин, Андрей Кузнецов, Артемий Магун

19:30 Москва: Андрей Елисеев «Отражение программы бирмингемской школы культурных исследований в визуальной культуре: исследования повседневности и критическая теория» (библиотека Некрасова).
источник
PhilosophyToday
Джорджо Агамбен

Лицо и маска

У животных не бывает того, что называется лицом, оно есть только у человека и выражает характер.
Цицерон

Все живые существа открыты, они показывают себя и общаются друг с другом, но только человек имеет лицо, только человек превращает свой внешний вид и свое общение с другими людьми в фундаментальный опыт, только человек делает свое лицо местом своей собственной истины.

Что лицо раскрывает и обнажает, это не то, что можно выразить словами, сформулированными в том или ином повествовательном предложении. Человек бессознательно ставит себя на кон, он выражает и раскрывает себя перед словом. И то, что выражает лицо, это не только состояние души человека, это, прежде всего, его открытость, его разоблачение и общение с другими людьми.

Вот почему лицо — это место политики. Если нет политики в отношении животных, то только потому, что животные, которые всегда находятся в открытости, не превращают свое действие в проблему, они просто живут в ней, не заботясь о ней. Поэтому их не интересуют зеркала и изображения как таковые. Вместо этого, человек хочет узнать себя и быть узнаваемым, он хочет присвоить свой собственный образ, он ищет в нем свою собственную истину. Таким образом, он преображает открытость в мир, в пространство непрекращающейся политической диалектики.

Если бы у людей была лишь только одна информация для общения друг с другом по поводу того или иного дела, то никогда не существовало бы политики как таковой, а был бы только обмен сообщениями. Но поскольку люди прежде всего общаются друг с другом открыто, и эта открытость предполагается для общения, то лицо — это само условие политики, то на чем основано все, о чем говорят люди и чем обмениваются. Лицо в этом смысле — истинное место (citta — еще и город, полис, — прим. пер.) людей, политический элемент по преимуществу. Именно глядя друг другу в лицо, люди узнают друг друга и увлекаются друг другом, люди различают сходство и разнообразие лиц, дистанцию и близость.

Страна, которая решает отказаться от своего лица, накрыть масками повсюду лица своих граждан, является, таким образом, страной, которая стерла с себя все политические измерения. В этом пустом пространстве, постоянно подвергающемуся ничем не ограниченному контролю, теперь перемещаются изолированные друг от друга люди, которые потеряли непосредственный чувственный фундамент своего сообщества и могут обмениваться только сообщениями, направленными на безликое имя. К имени без лица.

Quodlibet, 8 октября 2020 года
источник
PhilosophyToday
Умер известный буддолог Николай Абаев. Сюжет его гибели выглядит очень страшно. «Моя изоляция здесь на бульваре Карла Маркса превратилась в заточение по принуждению, без бесплатной еды. Умираю от истощения, диабета, анемии», — писал красноярским коллегам Абаев в июне 2020 года. А потом он умер.

Абаеву был всего 71 год.

Философы чаще умирают не от ковида, а от психоза, вызванного ковидом. Как Константин Крылов.

UPD: по иронии судьбы буддист умер от самоизоляции. Что-то видимо не вполне так с буддизмом, коли буддист умирает без общества.
источник
PhilosophyToday
Вручение премии Пятигорского Глебу Павловскому за книгу, которую не читал примерно никто, вряд ли может удивлять. Во-первых, после всех закидонов оргкомитета удивить чем-то почтенную публику сложно. Во-вторых, премия зафиксировала формально действительный статус приема Павловского обратно в ряды old corruption — после провала на Украине, после «Путин никуда не уйдет» и после того, как того же Пятигорского именно что Павловский вернул на старости лет в Россию и заставил прочесть курс лекций о том, что Путин — это Рузвельт. Именно тогда, в словах Пятигорского, сказанных в 2005-м что ли году, начался третий срок текущего президента РФ.

Скандала нет также и в том, что вручая премию Павловскому, оргкомитет вручил ее фактически самому себе — все в оргкомитете или его бывшие соратники, или друзья, или родственники друзей и соратников или даже бывшие подчиненные.

Вообще, трудно ругать людей за то, что они вручают премии своим. Это хоть какая-то гарантия от конфуза, случившегося с Нобелевским комитетом, вручившим премию Бобу Дилану. А он взял, да и не приехал.

Павловский, конечно, тоже пока не может приехать из-за границы. Ковид разделил их на тех, кто здесь, и involuntary immigrants. Впрочем, похоже, и не хочет. В этом, наверное, еще одна ирония этой премии за книгу под названием «Ироничная империя». Как будто автор замаскировал в заголовке традиционно неверным переводом ironic совсем иное название: нелепая, парадоксальная, существующая по иронии судьбы и странная империя. Из комментариев представителей оргкомитета (Кирилл Мартынов, Ксения Голубович) не ясно, за что именно они дали премию — за создание «Ироничной империи» или за создание Ироничной империи. Умеют люди в иронию, в общем, и в дисквотационализм.
источник
PhilosophyToday
Похоже, что Рождество и Новый год придется отмечать без Деда мороза и его альтер-эго Сана-Клауса. Поскольку мужчина этот в возрасте и имеет очевидно диабет 2-й степени, его Собянин и де Блазио запрут дома. Стоит ли жизнь Санты новогодних подарков? — рассуждает Альберто Джубилини из Оксфорда.

Мы знаем, как Агамбен бы решил новую дилемму толстяка — Дед Мороз должен умереть, но принести подарки! Знали ли философ Андрей Ашкеров, готовивший свою книгу «Дед Мороз мертв» пару лет назад, и антрополог Клод Леви-Стросс со своей статьей «Казнь Деда Мороза», что они окажутся пророками — и новый 2020 год станет последним, когда детям принесут новогодние подарки?

Но пока на дворе октябрь, и есть надежда, что выберут Байдена и все это ковидобесие прекратится. А пока мы ждем 4 ноября, не стоит брезговать телепередачами и публичными мероприятиями субботы, 17 октября:

Онлайн

11:00 Ольга Белоусова «Российская империя в цвете».

12:00 Михаил Калинин «Рождение кино из духа порноаттракциона».

12:00 Ломоносовские чтения. Секция «Онтология и теория познания». Василий Кузнецов, Елена Косилова, Зинаида Сокулер, Светлана Полякова и др.

11:00 Дарья Крицкая «Аутентичность в отношениях с клиентом через призму экзистенциальной терапии».

13:30 Кирилл Федоров «Как сделать психологическое сообщество ЛГБТ-френдли? Размышления и практические рекомендации».

15:00 Кирилл Соловьев «Что такое общество в России XIX — начала XX века?»

19:00 Владимир Каганский «Человек в ландшафте».

20:00 Дискуссия «Ковид, капитализм и экология» Майк Дэвис, Роб Уоллас.

20:00 Презентация английского перевода стихов поезии Галины Рымбу.

Офлайн

9:00 Петербург: Конференция «Театры тела. Психосоматические и соматопсихические отношения в психологическом консультировании, психотерапии и психоанализе» (Клиника неврозов, до 18.10).

15:00 Москва: Презентация книги Элвина Люсье «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке» (РАМ им. Гнесиных).

17:00 Москва: Сергей Женовач «Пространство спектакля» (мастерская Давида Боровского).
источник
2020 October 17
PhilosophyToday
Да ладно бы Шопенгауэр. Игрок футбола Башкиров знает такого Делеза и читает богомерзкую "Полку"!
источник