Джорджо Агамбен
Когда твой дом горит
«Что бы ты ни делал, это лишено смысла, если твой дом горит». Но тем более, если твой дом горит, необходимо продолжать, как всегда, делать то, что ты делаешь, осторожно и точно, возможно, даже более старательно, даже если никто этого не увидит.
Может быть, жизнь исчезнет с лица земли, что не останется воспоминаний о том, что было сделано, хорошо это или плохо. Но ты продолжаешь, как прежде, что-то менять уже поздно, времени нет.
«То, что происходит вокруг вас, / больше не ваше дело». Как и география страны, которую нужно покинуть навсегда. И все же, как это все еще касается тебя? Прямо сейчас, когда это больше не ваше дело, когда кажется, что все уже кончилось, все и вся предстает в своем истинном обличье, все как-то сильнее трогает тебя — такое, какое оно есть: что в блеске, что в нищете.
Философия, мертвый язык. «Язык поэтов — это всегда мертвый язык… Забавно: мертвый язык, который используется для того, чтобы дать мысли больше жизни» . Может, не мертвый язык, а диалект. То, что философия и поэзия говорят на языке, который меньше, чем язык, это придает меру их ранга, их особой жизненной силы. Взвешивание, оценка мира по соизмеримости с диалектом, мертвым и, тем не менее, спонтанным языком, где нет даже запятой, которую можно было бы изменить. Продолжай говорить на этом диалекте сейчас, когда твой дом горит.
Какой дом горит? Страна, в которой ты живешь, или Европа, или весь мир? Возможно, дома и города уже сгорели, мы не знаем, как давно, в одном огромном пожаре, которого мы притворялись, что не видим. От некоторых остались только куски стен, расписанные фресками, края крыши, имена, множество имен, уже покусанных пламенем. И все же мы так тщательно покрываем их белой штукатуркой и фальшивыми словами, что они кажутся целыми. Мы живем в домах, в городах, сожженных дотла, как если бы они все еще стояли, люди притворяются, что живут там, и выходят на улицы замаскированных руин, как если бы они все еще были старыми знакомыми районами.
Но теперь пламя изменило форму и суть, оно стало цифровым, невидимым и холодным, но именно поэтому оно стало еще ближе, мы все внутри него, оно нас окружает каждое мгновение...
(дальше тут)