Size: a a a

2021 May 17
PhilosophyToday
Философка избила женщину. Столичное женское тело Евы Майер, которое позиционирует себя поэткой, философкой и художницей, известное под псевдонимом МЕ, избило сотрудницу авиакомпании в Калининграде. В результате философка не вернулась в Москву, и на нее составили протокол по статье «Побои».

А мы вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на вторник, 18 мая.

Часть I Телепередачи

11:00 Андрей Головнев «Новая этнография коренных народов России».

12:00 Славой Жижек «The Material Existence of Ideology».

16:40 Андрей Савельев «Социальные размежевания в партийных системах в молодых демократиях на посткоммунистическом пространстве».

17:00 Семинар «Ближе к тексту: я/мы и материальность текста».

17:00 Дискуссия «Существуют ли общечеловеческие ценности?» Карен Момджян, Владимир Кржевов, Элла Дряева.

17:00 Семинар «Антропологические конфигурации современной философии и культуры». Федор Гиренок, Наталья Ростова, Дарья Козолупенко и др.

18:00 Елена Гордиенко «Женские духи мужского культа: богини-покровительницы местности на юге современного Вьетнама».

18:30 Виталий Нуриев «Как изучают экранизацию?»

19:00 Александр Панченко «Что такое религия? Вера в современной антропологии».

19:00 Шэнь Хаобо «Специфика независимого книгоиздания в Китае».

19:00 Презентация книги Ивонн Хауэлл «Апокалиптический реализм».

19:00 Иван Пешков «Сообщество спасения: эсхатология китайских русских».

19:00 Илектра Канестри «Мода Франции: традиции и современность».

20:00 Андрей Паткуль «Мартин Хайдеггер: реабилитация философии».
источник
PhilosophyToday
Часть II Мероприятия

11:00 Петербург: XV Кагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы (СПБГУ, до 19.05).

18:00 Москва: Геннадий Аляев «Семён Франк: Человек и Философ» (Дом русского зарубежья).

18:00 Москва: Ирина Сироткина «Бал нэпманов» (ЗиЛ).

19:00 Москва: Марина Кошелева «Людмила Маяковская — художник по тканям» (Квартира в Студенецком переулке).

19:00 Москва: Александр Татарко «Доверие и социальный капитал в условиях этнического разнообразия» (Harats Pub).

19:00 Москва: Мария Юдкевич «Лучше помогите материально, или кому помогает поддержка ведущих университетов» (Catavina).

19:00 Москва: Ирина Авдеева «Что может дать нам этика?» (Vanya Nalyot).

19:00 Москва: Алексей Белянин «Доверяют ли россияне друг другу?» (Vanya Nalyot).

19:00 Ярославль: Анастасия Громова «Как социальные сети заставляют нас нервничать» (Krang Pizza)

19:30 Петербург: Диспут Диогена «Герои театрограда». Александр Секацкий и архитекторы (Новая Голландия).

20:00 Москва/Петербург: Большие поэтические чтения «Триер-трибьют» (Электротеатр/Порядок слов).

Часть III Дни рождения

Бертран Рассел (149)
Джекоб Морено (132)
Кароль Войтыла (101)
источник
2021 May 18
PhilosophyToday
SJR обновил квартили за 2020 год

Философия
— В рейтинг вошли «Платоновские исследования» и сразу во 2 квартиль. Почему-то их квалифицировали именно как философию, а не историю философии или классическую филологию.
— «Схолэ» упал во 2 квартиль. Но пока удержался в 1 по классической филологии.
— Во 2 квартиль поднялись некие «Перспективы науки и образования». При этом по специальности «образованию» они в 4-м квартиле. Удивительно.
— Журнал ИВИ РАН «Диалог со временем» поднялся по профильной специальности во 2 кварттиль, но по философии остался в третьем.
— Вестник ПСТГУ упал в 3 квартиль и по религиоведению во 2-й.
— Получили рейтинг «Философский журнал» (3) и «Стасис» (4).

Социальные науки
— В 1 квартиль поднялись «Вопросы образования».
— Соцобоз свалился в 3 квартиль.
— «Государство. Религия. Церковь» поднялись в 1 квартиль по религиоведению.
— «Лабораториум» упал в 4 квартиль.
— НЛО оттолкнулось ото дна и с 4 квартиля поднялось в 3 по культурологи и литературоведению.
источник
PhilosophyToday
Славой Жижек

Стыд израильтян за то, что их государство делает на Западном берегу, был бы признаком настоящего гражданина Израиля

Иногда словенское правительство делает что-то такое, что заставляет меня глубоко стыдиться того, что я являюсь гражданином Словении. Один из таких моментов произошел в начале этого месяца, когда в знак солидарности с Израилем оно решило (вместе с Австрией и Чехией) вывесить израильские флаги на правительственных зданиях наряду с национальными флагами и флагами ЕС. Официальным объяснением было то, что Израиль подвергается ракетным обстрелам из Газы и вынужден защищаться — никаких обычных призывов к взаимной сдержанности, только четкое возложение вины.

Но нынешняя эскалация израильско-палестинского конфликта началась не с ракет из Газы; она началась в Восточном Иерусалиме, откуда Израиль снова пытается выселить семьи палестинцев. Разочарование палестинцев легко понять: более 50 лет после Шестидневной войны 1967 года они находились на Западном берегу в своеобразном лимбе, не имея своей идентичности, будучи беженцами на собственной земле.

Такое затягивание отвечает интересам Израиля: они хотят получить Западный берег, но не хотят напрямую аннексировать его, потому что в этом случае им пришлось бы сделать проживающих там палестинцев гражданами Израиля. Поэтому ситуация просто затягивается и время от времени прерывается переговорами, которые прекрасно описал один из палестинских участников: обе стороны сидят по разные стороны стола с пиццей посередине, и пока они ведут переговоры о том, как поделить пиццу, одна сторона постоянно съедает свои части.

Когда в знак солидарности с протестующими палестинцами на Западном берегу Хамас начал запускать ракеты по Израилю, этот акт (который следует осудить) мог послужить для Нетаньяху прекрасной почвой для набора политических очков: по-настоящему отчаянный протест против израильской этнической чистки превратился в очередной конфликт между Хамасом и Израилем, причем Израиль просто отвечал на ракетные обстрелы. Но Нетаньяху пришлось признать, что гражданские беспорядки в Израиле представляют собой большую угрозу, чем ракеты из Газы. Он осудил «анархию» еврейско-арабского насилия, творящегося в городах на всей территории Израиля.

(дальше тут)
источник
PhilosophyToday
Все так
источник
PhilosophyToday
Программа телепередач и публичных мероприятий на среду, 19 мая.

Часть I Телепередачи

16:00 Даниил Рябчиков «Долгая жизнь Manuscript du Roi: о чем может рассказать одна из важнейших музыкальных рукописей Средневековья».

16:00 Михаил Якубович «Переводы Корана на постсоветском пространстве».

17:00 Петр Щедровицкий «Разработка содержания открытого/дополнительного образования: методологический и предметный аспект».

18:00 Тимур Мухаматулин «Послы мира или бойцы идеологического фронта: представители советского спорта и холодная война».

18:00 Александр Панов «Где искать окончательную теорию?»

18:30 Владимир Бобровников «Советский хаджж времен „холодной войны“ в рисунках Сергея Вишнепольского (культурный перевод и визуализация исламских практик в СССР)».

19:00 Тамара Морщакова «Как работает и как не работает конституционная охрана судебной власти».

19:00 Презентация книги «Советская гениза». Геннадий Эстрайх, Александр Френкель, Бер Котлерман, Александр Иванов, Виктория Герасимова.

19:00 Лев Луховицкий «Византийская поэзия».

19:00 Константин Воронцов, Софья Данько «Безопасность от интеллекта».

20:00 Алексей Рахманин «Почему религиоведение всё-таки наука?»
источник
PhilosophyToday
Часть II Мероприятия

19:00 Петербург: Конференция «Образование и мировые города: третья миссия университета и студенты» (ВШЭ, до 21.05).

16:00 Москва: Дискуссия «Возможны ли возрождение и обновление религий?» Дамир Мухетдинов, Владимир Шмалий, Кирилл Горбунов (Покровские ворота).

18:00 Москва: Ольга Гуревич «Донос как инструмент построения культурных связей. Переводчик-дипломат Г. Брейтбурд» (ВШЭ).

18:30 Москва: Инна Андреева «Советские пинкертоны и бендеры НЭПа» (Музей-квартира А. Н. Толстого).

19:00 Москва: Евгений Цуркан «Философы тоже люди: почему нам интересны жизни великих мыслителей» (Vanya Nalyot).

19:00 Москва: Александр Головлёв «Между Моцартом и Гитлером: Венская опера в современной истории» (Vanya Nalyot).

19:00 Москва: Татьяна Евгеньева «Искусство видеть манипуляцию: приёмы и техники управления общественным мнением» (BeART).

19:00 Екатеринбург: Дискуссия «Должна ли власть отвечать на вопросы граждан? Встреча Ельцина со студентами. 40 лет спустя» (Ельцин-центр).

19:00 Петербург: Юлия Бойцова «Психофизиологи в Буддийских монастырях» (Jawsspot)

19:00 Москва: Гордий Салтыков «Образцовый ВХУТЕМАСовец» (Галерея XXI века).

19:00 Москва: Ирина Кулик «Эстетика взаимоотношений и карманные миры» (ММАМ).

19:00 Москва: Диалог литературных форм: презентация новых книг Павла Лукьянова и Вадима Климова. Маруся Климова, Данила Давыдов, Владимир Лорченков и др.

19:30 Москва: Ян Левченко «Городские оптики. Москва в кино эпохи НЭПа» (Галерея «На Шаболовке»).

19:30 Москва: Наталья Громова «Литература времени НЭПа: Пролеткульт — попутчики — РАПП — литературные войны» (Дом Любощинских-Вернадских).

19:30 Москва: Владимир Круглов «Игровые механики для образования. Как играть и не заигрываться» (Гараж).

19:30 Москва: Артем Кравченко «„Новый человек“ и дети в Советской России 1920-х: между дидактикой и утопией» (ЗиЛ).

19:30 Москва: Евгения Боневерт, Надежда Бушенёва «Art-Space-Hopping: кейсы 2020 и 2021» (Гараж).

20:00 Москва Руслан Поланин «Хоррор как явление культуры и его связь с фантастическим» (Галерея Ходынка).
источник
2021 May 19
PhilosophyToday
— Чем ты занимаешься в свободное время?  
— Философией и извращениями.


18 мая 1980 года покончил с собой самый хтонический из западных исполнитель, фронтмен Joy Division, Йен Кёртис.

Согласно легенде, вечером накануне он слушал The Idiot Игги Попа, посмотрел «Строшека» Вернера Херцога и повесился на бельевой веревке.
источник
PhilosophyToday
Видимо главный феминистский теоретический бестселлер года. Уже отписались по нему все, кому не лень, назвали противоречивой, написали, что автор - подставляется, поскольку профессор эстетики Кейтлин Сток требует своего рода "материального поворота" для фем-оптики, чтобы, короче, обращали внимание на биологический пол тоже, а не на только лишь социальный конструкт.  В 2018 году Сток обвинялась в трансфобии за то, что считала неверным пускать транс-женщин с мужскими гениталиями в женские уборные.
источник
PhilosophyToday
Есть два журнала «Локус». Один, в который пишет Лаврентий, и другой, в который не пишет!
источник
PhilosophyToday
Известный американский концептуальный художник и экспериментальный философ Джонатон Китс ждет инопланетян. Он уверен, что они появятся совсем скоро и поведают нам тайны нашего и вашего выживания. На самом деле таким образом Китс пытается привлечь внимание в своему новому проекту «Библиотека великой тишины» — коллекции артефактов научно-технического транзита, в котором будут собраны окаменелости вымерших видов, каменные топоры, ломаные компьютеры и т. п. Китс известен постановкой эпатажных проектов. Например, рестораном фотосинтеза (2011), где в качестве пищи был свет различного спектра, а гостями выступали растения.

Но вернемся к традиционному человеческому меню телепередач и публичных мероприятий на четверг, 20 мая.

Часть I Телепередачи

16:00 Ольга Горюнова «Цифровой субъект: абстракции данных, поэтика идеализации и эстетика признания».

18:00 Максим Мирошниченко «Абстракция, рекурсивность и медиация: о некоторых концепциях трансцендентального в континентальной философии».

18:00 Виктория Смолкин «Свято место пусто не бывает. История советского атеизма».

18:00 Презентация книги Абхиджита Банерджи и Эстер Дюфло «Экономическая наука в тяжелые времена. Продуманные решения для самых важных проблем современности».

18:00 Евгения Шмелева «Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторы».

19:00 Григорий Юдин «Народ».

19:00 Презентация книги Билла Бауринга «Деградация международного правового порядка? Реабилитация права и возможность политики».

19:00 Роберто Амезкита «Поэтическое книгоиздание: тело и дух. издание, перевод и дистрибуция поэтических книг».
источник
PhilosophyToday
Часть II Мероприятия

10:00 Москва: Марафон «Новое знание» (Цифровое деловое пространство). Андрей Фурсенко, Михаил Ковальчук, Владимир Познер, Тимур Бекмамбетов, Александр Хинштейн, Юлиана Слащева, Сергей Кравцов, Татьяна Черниговская, Андрей Курпатов, Илья Варламов, Петр Толстой, Владимир Соловьев и др.

18:00 Петербург: Любовь Ульянова «Политическая полиция и либеральное движение в России, 1880–1905 года» (ЕУ).

18:00 Екатеринбург: Дмитрий Дубровский, Ирина Олимпиева «Понимание академической свободы в российском контексте» (Ельцин-центр).

18:30 Москва: В. Троицкий «О работе священника Павла Флоренского „Число как форма“» (Дом Лосева).

19:00 Москва: Алексей Михалев «От „права нации“ к „праву племени“ или трансформация постсоветской легитимности в национальных республиках Дальнего Востока России» (МВШСЭН).

19:30 Москва: Даниил Петров «Родословные детективы. Пособие по установлению и сохранению истории семьи и Отечества» (Покровские ворота)

19:30 Москва: Иван Соснин «Иваново счастье» (Иллюзион).

19:30 Москва: Екатерина Еременко «Пространство Лобачевского» (ЦДК).

19:30 Москва: Генрих Игнатов, Зоя Кошелева «Сначала было Ничего», «Песня надежды». (Центр Вознесенского).

20:00 Москва: Светлана Пахомова «Гет» (Звезда).
источник
2021 May 20
PhilosophyToday
Жижек дейли. В текущем году запланирован вход в свет сборника статей «Параллакс. Диалектика мира и сознания» под редакцией Жижека. Внутри сам Жижек со статьей «Реальность и ее трансцендентальные приложения» и все его друзья: Харман, Габриэль, Жупанчич, Пауэр, Руда и мн.др.
источник
PhilosophyToday
Издание Горки. Медиа почему-то вспомнило об автобиографии Пола Фейерабенда «Убийство времени», которая недавно вышла на русском. Ну, ок. Это хороший повод поговорить об этой книге, но не в целом, а о фронтовом опыте будущего великого эпистемолога.

Пауль Фейерабенд на войне. Эпизод I. Кремс

Фейерабенд сохранил военную книжку, но — как и многие ветераны вермахта — утратил память. К сожалению, его военные мемуары фрагментарны и мало отличаются от его же послевоенных снов. Также он не стал называть ни номеров частей, в которых воевал, ни конкретной местности. Вряд ли потому, что не помнил. А потому, что не хотел.

Его звали не Пол, а Пауль. Он — австрийский немец. Полом он станет гораздо позже, уже в Америке. А пока Европа и на дворе декабрь 1942, Фейерабенд призван в дислоцированный в Мельке, чуть выше Кремса по течению Дуная, 86-й учебный резервный саперный батальон. Это недалеко от родной Вены и здесь Фейерабенд проходит подготовку на унтер-офицера. В этот период малохольного Пауля дважды госпитализируют из-за мелких повреждений при обучении наведению понтонных мостов и пользовании взрывчаткой. Позднее батальон переводят в Югославию, где солдаты продолжают подготовку, параллельно выступая резервом вермахта в случае активизации партизан. Но к счастью своему, Пауль ни одного партизана не встретил.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Пауль Фейерабенд - член гитлерюгенда.
источник
PhilosophyToday
Эпизод II. Нарва

Девятнадцатилетний Пауль Фейерабенд воевал в составе 676 отдельного саперного батальона под командованием майора Карла Мерца, подчиняющегося армейскому управлению 18 армии группы армий «Север». Ранее батальон входил в состав 11 армии, под руководством Эриха фон Манштейна штурмовавшей Севастополь.

Паулю не очень повезло, так как он оказался на Восточном фронте в декабре 1943 года за примерно два месяца до начала советской Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Это был так называемый первый Сталинский удар, в результате которого с Ленинграда будет окончательно снята блокада.

Здесь воспоминания Фейерабенда наиболее красочны и описывают, как они лежали под обстрелом, а вокруг них взад-вперед в беспорядке ездили свои же танки, которые задавили их камрада, который стал «плоский, слово кусок картона». Ефрейтору Фейерабенду удалось отличиться на завершающей стадии оборонительной операции немцев, когда их батальоном затыкали дыру на фронте. Железный крест II степени, что-то вроде нашей медали «За отвагу», Фейерабенд получил за отбитую в контратаке деревню. Ефрейтор Фейерабенд схватил панцерфауст и бросился в атаку на населенный пункт, чем увлек за собой товарищей. Правда, русские деревню через пару часов снова отбили. Но усилия немцев и Фейерабенда не были напрасны. К 1 марта наступление советских войск захлебнулось в районе Нарвы, на линии «Пантера», а награду он получит 3 марта 44 года. К тому же в апреле его повысят до унтерофицера, а их часть переведут на спокойный участок юго-западнее Нарвы на берегу Чудского озера.

В мемуарной литературе эти боевые действия с немецкой стороны хорошо описаны в книге «„Тигры“ в грязи» Ото Кариуса. Кое-какие эпизоды совпадают с воспоминаниями самого Фейерабенда. Например, оба отмечают воздействие советской авиации, Кариус заметил ее появление с 27 февраля. А Фейерабенд пишет, что атаки русских самолетов не были частым явлением, но, тем не менее, под них все-таки попал. Авиация была призвана гальванизировать затухающее наступление, но отбросить немцев далее на запад и захватить Нарву советским войскам не удалось.
источник
PhilosophyToday
Эпизод III. Ченстоховы

Дальше ефрейтору Фейерабенду сильно везет. Его отправляют в отпуск в Вену, который заканчивается за три дня до начала масштабной наступательной операции советских войск — операции «Багратион», в результате которой группа армий Центр будет аннигилирована, а группа армий «Север» — окружена. Если бы Фейерабенд вернулся вовремя в свою часть, возможно здесь бы мы про него ничего не писали. Однако будущего великого эпистемолога отправляют на переподготовку на офицерские курсы, на которых он застрянет вплоть до декабря 44 года, после чего на фонт попадет уже в начале января 45 года.

В мемуарах Фейерабенд пишет, что, мол, ничего не понимал, ничего не знал и ничем не интересовался, был «как все», но, тем не менее, это не так. Его, как отличника боевой и политической подготовки, оставляют на курсах, где он, как пишет в книге, «читает месячный курс лекций». Но в действительности это был штатный курс агитпропа для младшего офицерского состава. Вероятно, Фейерабенд либо кого-то подменял, либо его оставили при курсах. К делу молодой человек подошел максимально серьезно и разработал авторский курс из смеси ницшеанства и расовой теории, нашпигованной стандартной для того времени и той страны антисемитской метафизикой. То ли курс не понравился руководству за, как пишет Фейерабенд, «отрыв от жизни», то ли на фронт уже начали выскребать все резервы, но будущего автора «Убийства времени» снова призывают на фронт, 27 декабря присвоив ему звание лейтенанта.

И здесь лейтенанту Фейерабенду опять не везет. 2 января он еще дома в Вене, но вскоре прибывает с пополнением в саперную часть, дислоцированную в районе Ченстоховы, Польша, за считанные дни до наступления 3 танковой армии Рыбалко и 5 гвардейской армии Жадова, начавшейся 12 января. Скорее всего, это тоже был отдельный саперный батальон, но номер части установить не удалось. Подразделение Фейерабенда — его назначили командовать ротой велосипедистов — оказалось между осей основного удара советских войск в рамках Сандомирско-Силезской операции, так что она потенциально должна была попасть в мешок. Немцам пришлось оперативно и, теряя организацию, бежать на запад, в результате чего армия была быстро деморализована. В мемуарах Фейерабенд весьма ярко описывает сцены деградации вермахта: «Один за другим пропадали высшие офицеры» (не высшие, а вышестоящие — тут описка переводчика) — мемуарист имеет в виду, что они под видом легких ранений драпали в тыл. В результате под началом свежевыпущенного лейтенанта оказывается сводный отряд из батальона пехоты с тремя танками и толпой хиви.

Где-то в последних числах января Фейерабенд получает последнее ранение тремя пулями, одна из которых заденет позвоночник. Ранен он оказывается в результате неудачной попытки наладить движение колонн транспорта на каком-то перекрестке уже на территории Чехословакии. Пауля госпитализовали 31 января, и на этом война для будущего великого философа оказывается законченной.

Австрию не денацифицировали, признав жертвой нацизма. Венца Фейрабенда никогда не тяготила ответственность за участие в преступной войне. А евреи впоследствии составят основной круг его общения, что будет какое-то время вызывать в нем смешанные эмоции. Его глава, посвященная войне, заканчивается по меньшей мере двусмысленным утверждением: «Разное отношение к разным лицам, группам и сообществам мне представляется более человечным, чем абстрактный гуманизм, пытающийся сгладить все личные и групповые особенности».
источник
PhilosophyToday
Тыща страниц, мамма мия!
источник
PhilosophyToday
Любимый журнал с недавних пор можно купить в "Фаланстере". В этом номере Валерий Савчук, Игорь Чубаров и Евгений Цуркан празднуют юбилей Гумбольдта, хотя Виталий Куренной им не разрешал, Диана Гаспарян продолжает проверять мифы о Мамардашвили - на этот раз миф о том, что он феноменолог. Самый сексуальный философ РФ Вадим Чалый как всегда о Канте, и как положено теперь в "Вопросах философии" куча всего из восточной премудрости.
источник