Несмотря на сложную ситуацию, правительство продолжает курс на поддержку отсталых регионов с низкими показателями социально-экономического развития, который был анонсирован в июне прошлого года. В связи с этим в марте, уже после смены премьер-министра стали последовательно утверждаться индивидуальные программы развития регионов, и на данный момент готовы уже все 10. Правительство не стало снижать изначально запланированные суммы расходов, а все программы были сформированы и утверждены в сжатые сроки. Кроме того, для каждого региона назначен отдельный куратор из правительства, который будет координировать исполнение программы, а также отвечать за ее результаты.
Старт активным действиям был дан после визита Мишустина в один из регионов - Курганскую область в конце февраля. Все 10 регионов -
Республика Алтай,
Карелия,
Тува,
Курганская область,
Адыгея,
Марий Эл,
Алтайский край,
Чувашия,
Псковская область и
Калмыкия получат одинаковые суммы - по 5 млрд рублей. Первая часть проекта запланирована до 2024 года, а затем, согласно документу, после оценки результатов исполнения программы, регион может получить еще 5 млрд до 2027 года.
При этом для каждого субъекта определены проблемные сферы, на которые будет расходоваться выделенный бюджет. В частности, в Алтайском крае планируется докапитализация институтов развития и снижение нетарифных барьеров на ввоз продукции АПК в Китай, а в Калмыкии – создание территорий с особыми экономическими режимами в целях привлечения инвестиций. Практически каждый регион значительную часть денег потратит на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие транспортной инфраструктуры.
Хотя все 10 регионов признаны отсталыми по определенным критериям, их список выглядит не самым очевидным в связи с отсутствием, например, республик СКФО, но включением Чувашии. Впрочем, Чувашии как раз это весьма полезно перед выборами главы в сентябре. Правительство не стало придумывать методики определения сумм финансовой помощи и дает всем одинаково, что выглядит странно: 5 миллиардов дополнительного дохода, да еще и «растянутого» на несколько лет сыграют очень разную роль для каждого региона. Например, для Калмыкии это значимая сумма, равная почти 28% годовых бюджетных доходов, а для сравнительно «богатого» Алтайского края - только 4%. Существенной будет прибавка также для Алтая и Адыгеи.
Стремление правительства помочь отсталым регионам по новой модели можно только приветствовать. При этом спрашивать за реализацию будут не только с губернаторов, но и с правительственных кураторов, что тоже необычно для федеральной власти. Но понятно, что это лишь эксперимент – отбор регионов и их кураторов вызывает вопросы, а деньги дают не огромные, да еще и одинаковые, тогда как потребности у регионов разные. И этот эксперимент может оказаться каплей в море необходимых регионам расходов, решив лишь точечные задачи: отсталые регионы от этого уж точно не перестанут быть отсталыми.