Счетная палата представила
рейтинг регионов по степени конкурентности госзакупок. Ежегодно регионы оцениваются по отношению числа конкурентных закупок к общему числу закупок. В результате можно увидеть, где региональные власти пренебрегают ценностью конкуренции, а в региональных конкурсах принимают участие не более 4-х участников. Для ранжирования регионов используется сводный индекс – среднее арифметическое результатов за 2014-2019 годы.
Девять регионов возглавляют рейтинг со значением сводного индекса более 80 единиц. Отличились обе столицы – Москва и Санкт-Петербург. Из регионов развитых и привычно считающихся эффективными в топе находится Тюменская область. К ней примыкает и экономически развитый Пермский край. Однако дело не только в уровне развития, но и в политике властей. Так, в рейтинге отличились не только считающаяся благополучной Липецкая область, но и соседняя Тамбовская, а также Ульяновская. Высокой конкурентностью выделяется Крым. В числе лучших остается Мурманская область, но при новом главе Чибисе ее ожидало существенное падение индекса. Еще больше огорчает резкое снижение индекса в 2019 году у Тамбовской области, где в сентябре к тому же собирается баллотироваться на новый срок глава администрации Никитин.
С катастрофически низкой конкуренцией уже который год в рейтинг попадают южные республики – Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Калмыкия (на их фоне выгодно выделяется только Кабардино-Балкария, оказавшаяся в верхней половине рейтинга на 37 месте). Не радуют результаты ряда дальневосточных регионов, развитие которых постоянно пытаются стимулировать: в числе регионов с наименьшей конкурентностью госзакупок не только Чукотка с ее малым числом экономических субъектов, но и Еврейская АО, Магаданская и Амурская области. Неожиданно низко в рейтинге находятся Костромская область и считающаяся образцово-показательной Белгородская. Но все же индексы Чукотского АО и Костромской области отличились заметной положительной динамикой за 2019 год. А вот «эффективная» Белгородская область начинает казаться очень застойной.
Конкуренция обычно считается ключевым показателем эффективности госзакупок. Но стоит помнить, что нередко она оказывается формальным прикрытием непубличных соглашений региональных властей с конкретными компаниями, раз за разом одерживающими победу в якобы конкурентных тендерах. В связи с этим вспоминается старый
рейтинг регионов по подозрительности госзакупок. Он дает основания для скепсиса по поводу честной и чистой конкуренции в некоторых регионах. Особенно досадно, когда «подозрительные» регионы оказываются в топе рассматриваемого нами рейтинга конкуренции закупок, как например, Москва, Мурманская и Тюменская области. Поэтому оценивая новый рейтинг, следует помнить, что выигрывать в нем могут и те регионы, которые умеют «красиво» организовать конкуренцию с нужным результатом. Впрочем, регионы-аутсайдеры даже этого не хотят и не умеют.