Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком – ключевая цель нацпроекта «Жилье и городская среда», что добавляет актуальности результатам
рейтинга регионов по доступности жилья, подготовленного агентством РИА Рейтинг. Доступность жилья в России определяется через стоимость его приобретения в собственность, а не исходя из цены найма, как это принято в Европе. И рассматриваемый рейтинг отражает способность среднестатистической семьи с одним ребенком купить типовую квартиру площадью 60 квадратных метров на вторичном рынке недвижимости.
Среди лидеров рейтинга есть регионы, где жилье людям просто не нужно, поскольку они оттуда уезжают. Возглавила рейтинг Магаданская область, где спрос на жилье из-за оттока населения низок, а средние зарплаты достаточно внушительны. Накопить на жилье в области можно даже за 1,6 года. В число лидеров вошли по тем же причинам Камчатка и с некоторым отставанием Мурманская область. С другой стороны, в самую успешную группу попали нефтегазовые ХМАО, НАО и Тюменская область. Доходы граждан в этих регионах достаточно велики, а цены на жилье можно признать умеренными. Семьям здесь удается купить квартиру на свои сбережения, накопленные приблизительно за три года.
Ожидаемо в силу низких доходов населения внизу рейтинга разместились кавказские республики – Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Чечня. Здесь жителям приходится сберегать средства на квартиру 13-14 лет. Но примечательно, что абсолютным аутсайдером рейтинга оказался Севастополь, где цены на квартиры не опускаются с поворотного 2014 года. При этом ежегодно в городе вводятся большие объемы нового жилья. Успешную жилищную политику в Севастополе затрудняют и кадровые вопросы. В октябре 2018 года ушла в отставку профильный министр Марина Ракова, а несколько месяцев спустя покинул правительство курирующий градостроительную сферу заместитель губернатора Михаил Демиденко. Если полномочия последнего в сентябре 2019 года были доверены новому первому заместителю губернатора Денису Солодовникову, то назначения нового министра архитектуры и градостроительства до сих пор так и не последовало. Стратегия развития Севастополя предполагает возрастание доступности жилья вдвое к 2030 году, но пока мы видим все еще негативный тренд. Ситуацию может усугублять скупка недвижимости столичными жителями, тогда как «коренным» горожанам накопить те же суммы очень трудно.
В большей части субъектов РФ жилье за прошедший год стало доступнее, а если в некоторых регионах и наблюдалась отрицательная тенденция, то она была незначительной. На таком фоне сильно негативной динамикой отличилась Ленинградская область, что явилось неизбежным следствием спроса со стороны более обеспеченных петербуржцев. Раньше семьям для покупки квартиры было достаточно сбережений за пять лет, а теперь требуется почти восемь. Наоборот, намного проще стала жилищная ситуация в Адыгее и Крыму. В последнем, как и в Севастополе, недвижимость не отличается привлекательными ценами, но все же решить жилищный вопрос гораздо проще.
Эффективности в жилищной политике достигнуть не так просто. Для этого требуется найти оптимальный и индивидуальный для каждого региона баланс в объемах строительства нового жилья, реновации ветхого, улучшении городской среды и многих других параметрах. В значительной мере эта нелегкая задача ложится на плечи региональных профильных вице-премьеров и министров. А неэффективное использование территорий и несоответствие реальных результатов радужным официальным планам могут в будущем иметь негативные последствия и для губернаторов.