Наши расчеты на основе свежей бюджетной статистики при сравнении мая с апрелем демонстрируют резкое ухудшение финансовой ситуации в регионах. Майские региональные доходы составили только 76,2% от апрельских, а рост продемонстрировали лишь 14 регионов. Причем рост доходов был главным образом связан с федеральной помощью, которая выросла почти на 9%. Некоторым регионам центр помог очень сильно – в Татарстане и Республике Коми, где впереди выборы глав, а также в сильно страдающей от кризиса Кемеровской области трансферты выросли более чем в 4 раза.
Налоговые и неналоговые доходы регионов ушли сильно вниз, продемонстрировав пугающий индекс 66,6%. Самый резкий спад этих доходов – в несколько раз - показали некоторые регионы, зависимые от сырьевых проектов, - Сахалин, Тюменская область и Ханты-Мансийский АО (помимо этого, примерно в два раза упали налоговые и неналоговые доходы в Якутии, Иркутской и Ленинградской областях). На Сахалине, в ХМАО, Тюменской области и Якутии случилось практическое «обнуление» доходов от налога на прибыль, упавших в сравнении с маем более чем в 10 раз (в целом по стране они упали более чем в два раза). Конечно, статистика только за один месяц не самая показательная, поскольку зависит от изменчивых платежей крупных компаний, но все равно майские тенденции выглядят откровенно плохими. Аналогично резким было сокращение поступлений от налогов на совокупный доход, которые платит малый бизнес, - более чем в два раза по регионам в целом (в то время как в худших регионах – на Камчатке, Сахалине и в Ненецком АО они упали более чем в 4 раза). Закономерно более стабильными остались поступления от НДФЛ, индекс которых составил 91,3%. Но и здесь нашлись регионы с резким спадом – Белгородская область (в 2,6 раз), Калмыкия (почти в два раза), Волгоградская область (на треть).
Сокращение доходов примерно совпало с сокращением расходов, что позволило сохранить сбалансированность бюджетов. Однако Тамбовская область успела урезать расходы более чем в два раза. Хотя 11 регионов расходы в мае в сравнении с апрелем все же нарастили, особенно Оренбургская область и Кабардино-Балкария. Примечательно и ожидаемо, что регионы продолжали финансировать сферу образования (сокращение было минимальным). Но вот в здравоохранении в мае уже наметился спад расходов примерно на четверть, что несколько удивляет. Впрочем, это не настолько плохо, поскольку уровень расходов на здравоохранение остается значительно выше прошлого года. Однако при этом регионы упорно продолжали тратить деньги на дороги, почти не сократив расходы, а во многих субъектах их серьезно нарастив. Зато существенно пошли вниз расходы на ЖКХ (что можно признать ожидаемым) и (менее ожидаемо) на социальную политику.
Еще раз оговоримся, что сопоставление двух соседних месяцев не позволяет нивелировать некоторые сезонные явления. Однако в условиях пандемии майский налоговый провал в регионах демонстрирует усугубление возникшей ранее негативной динамики. Бросаются в глаза и резкие скачки в объемах платежей, поступающих от крупного бизнеса, и спад поступлений от малого бизнеса. И вызывает вопросы, почему регионы активно взялись по весне за дороги, раньше времени начав сокращать расходы на здравоохранение.