(Восстановил утерянный пост).
Вчера многие посмеялись над странным предложением Путина отправлять в регионы студенческие отряды мединститутов, чтобы те обслуживали населений (по аналогии со стройотрядами).
Да, это что-то анекдотическое. Но меня лично больше встревожило другое заявление президента. Он высказался о «разрыве» между муниципальной и государственной властью, который существует в Конституции и, дескать, мешает управлению, в том числе и в здравоохранении.
Действительно, как вы наверняка знаете, в России муниципальная власть отделена от государственной. Подозреваю, что для 90% граждан нашей страны это будет сюрпризом, но формально мэры городов не подчинены ни губернаторам, ни заксобраниям, ни правительству РФ, ни президенту. Они (опять же формально) подчиняются только закону и гражданам, проживающим на конкретной территории.
Идея обособленности местной власти от государственной была разработана в XIX веке и применяется во многих демократических странах. В ее основе лежит простая мысль, что люди на местах лучше понимают, как им устроить жизнь, чем начальники где-то в столице. Поэтому кажется разумным, что пусть правительство страны управляет армией, национальной экономикой и финансами, внешней политикой и т.п., а люди в городах сами решат, как и куда им строить дороги, сколько парков иметь в городе и сколько брать с горожан за проезд на автобусе. В некоторых государствах пошли даже дальше — разрешили муниципалитетам иметь собственную полицию. Например, в США существует несколько уровней полиции, в том числе и муниципальная, порой довольно мощная (знаменитый полицейский департамент Нью-Йорка, NYPD, насчитывает 40 тысяч полицейских).
В России идея местного самоуправления заложена в Конституции:
Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Однако по факту местное самоуправление настолько тесно взаимодействует с региональной (государственной) властью, что фактически стало его частью. На протяжении последних лет самостоятельного местного самоуправления снижалось: отменяли выборов мэров, забирали у муниципалитетов деньги и полномочия.
Сейчас Путин (если я верно интерпретирую его слова) фактически предлагает узаконить политическую реальность: мэры уже являются частью государственной системы, так давайте легализуем это. С его точки зрения, если пожестче натянуть поводья, система будет работать лучше. Ведь все проблемы — от перегибов и некомпетентности руководителей на местах. Вот если официально встроить в систему госвласти, можно будет с них построже спрашивать, их пожестче контролировать, и тогда...
На мой взгляд, конечно, лучше бы наоборот. Разрешить муниципалитетам вдохнуть полной грудью, демократизировать выборы на местах, дать доступ к муниципальной власти независимым политикам со свежими идеями. Сократить бюрократию. Позволить населению самому решать хотя бы местные вопросы с помощью честных выборов, опросов и референдумов. Оставлять в городах больше собираемых налогов, вернуть местным властям утерянные полномочия (пример из Екатеринбурга: тут даже митинги теперь согласовывает отдельное министерство с двумя зданиями и бюджетом в несколько миллиардов рублей).
Конечно, при нынешнем президенте надеяться на либерализацию глупо. Наоборот, Путин действует в логике дальнейшей централизации, так что скоро и узор тротуарной плитки придется согласовывать в правительстве РФ. В результате мэры, и без того изрядно оторвавшиеся от избирателей, вовсе перестанут думать о нуждах людей. А работа системы, уверен, ухудшится, ведь информация в ней будет обрабатываться еще медленнее.