Я хорошо помню трагедию "Норд-Оста". Тогда осаду центра на Дубровке показывали в прямом эфире.
В ходе захвата погибла дочь нашего директора. На похоронах были почти все учителя. На несколько дней школа погрузилась в траурную и гнетущую атмосферу. В 5 классе мне впервые стало ясно, что массовые катастрофы -- это не абстрактные сущности, которые передают в новостях. Это боль и слезы конкретных людей, это беда, которая рядом, которая подстерегает каждого.
Директор преподавала у нас историю. Мы, зная ее горе, вели себя на ее уроках лучше обычного. Она не заставляла зубрить имена и даты, а пыталась научить нас пониманию процессов. Именно из ее уроков я запомнила, что такое повод и причина.
Перенесясь в современную историю России XXI века, становится ясно, что требования списков жертв, многочисленные конкретные вопросы к властям из серии не сказал-не приехал-не объявил траур -- это формальные поводы поговорить по душам, причины же происходящего в
том, что людей крайне не устраивает власть, система, Путин, режим в независимости от поставленной галочки. Никому не хочется быть крепостными рабами, никто не готов жертвовать своими близкими ради барской наживы хоть в Волоколамске, хоть в Кемерово, хоть в Москве. Властям придется очень хорошо постараться, чтобы погасить все возрастающее народное недовольство.
В противном случае из искры возгорится пламя. История знает примеры.