Ипотечный передоз для экономики
(Глеб Простаков специально для газеты
ВЗГЛЯД)
Прошедший 2020 год можно смело назвать годом большой стройки. В том смысле, что именно строительство на фоне кризиса выступило главным демпфером падения экономики. Масштабы вклада стройиндустрии в ВВП еще предстоит оценить, но уже сейчас вполне очевидно: если бы не бум на строительном рынке – падение экономики было бы куда более ощутимо.
Однако, льготная ипотека, которая сама по себе является сильным стимулом к покупке жилья, наложилась на панику. Люди побежали покупать квартиры – не столько потому, что неожиданно вырос реальный спрос, но потому, что увидели в этом единственный способ спасти сбережения.
Цены на новостройки, а вслед за ними – и на «вторичку» поперли вверх, увеличившись только за август-октябрь 2020 года на 15-20%. И это на фоне исчерпывающего, как казалось многим аналитикам, роста цен в 2010 году. Причем подросли не только рублевые цены на квадратный метр, что логично, но и долларовые – что уже говорит о панических настроениях. На этом фоне активизировалась дискуссия между Центробанком в лице главы ведомства Эльвиры Набиуллиной и вице-премьером Маратом Хуснуллиным о судьбе льготной ипотеки.
ЦБ призывал остановить ипотечную вольницу, которая, по его мнению, способствует надуванию ипотечного пузыря. Правительство же, наоборот, твердило о необходимости продления льготной ипотеки, которая ограничена июлем 2021 года. Спор вышел монументальный. В том смысле, что и ЦБ, и Хуснуллин по-своему правы. Льготная ипотека поддерживает объемы строительства, а значит, и экономику. Но с другой стороны, массово набирая кредиты, люди берут в долг у своего будущего, снижая качество жизни и взваливая на себя немалые риски. Здесь же – и риски для банковской системы, которая может столкнуться с массовыми неплатежами, если ситуация с занятостью и реальными доходами не начнет выправляться.
Спор правительства и ЦБ закончился ничьей. Судя по всему, не будет ни моментальной остановки льготного кредитования, ни продления его сроков. Льготная ипотека продлится до июля 2021 года, и на этом, кажется, все. Учитывая текущий уровень цен, об ажиотажном спросе на жилье речь уже не идет – льготная ипотека, вероятно, позволит застройщикам не снижать цены еще полгода. Вопрос в том, что будет дальше.
Ипотека должна перестать быть единственным лекарством для стройки, а стройка – единственным лекарством для экономики. Последней нужна комплексная терапия, передозировка уже близка. Тогда как банкам нужно кредитовать реальный сектор, а не только и не столько влезающих не от хорошей жизни в долги физлиц.