
Конечно, речь идёт об экономических преступлениях. Такой вывод сделала Верховный суд постановлением № 7 от 11 июня 2020.
«Исходя из положений части 2 статьи 35 УК РФ для правовой оценки таких преступлений как совершенных группой лиц по предварительному сговору в судебном заседании должны быть установлены:
-наличие у каждого из соучастников умысла на совершение преступления в составе группы лиц;
-наличие между ними предварительной договоренности о совместном совершении действий (бездействии), составляющих объективную сторону преступления;
-непосредственное участие каждого в выполнении всех или части этих действий».
ВС особое внимание уделяет проверке правильности квалификации действий лица, «не обладающее указанным статусом, например помощник руководителя организации, специалист, иной работник».
Отношения между работником и руководителем «сами по себе не могут рассматриваться в качестве доказательства совершения ими преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, а выполнение работником распоряжений руководителя, связанных с осуществлением преступной деятельности, не может выступать единственным основанием для привлечения работника к ответственности за соисполнительство в таком преступлении».
Кроме того, ВС указал, что «…деяния могут признаваться совершенными группой лиц по предварительному сговору только в случае, когда в совершении деяния участвовали два и более таких субъекта. Иные работники организации не могут признаваться соисполнителями указанных преступлений».
Резюмируя, можно сказать: если работник действовал по приказу руководителя и иного умысла у него не было, привлекать его к уголовной ответственности нельзя.