
Пока мы все были сконцентрированы на проблемах «несуперджета» А350 Аэрофлота и схлопыванием рынка авиаперевозок из-за коронавируса, компания Boeing начала аккумулировать отказы от Boeing 737 MAX, запрет на полёты которого действует уже более года. И кажется это только начало, но давайте по порядку.
🇨🇦 Air Canada отказалась от 11 самолетов 737 MAX. Канадский перевозчик заказал 61 самолёт (33 самолёта модели 737 MAX 8 и 28 модели MAX 9). Отказ равен 18% от первоначального заказа. В итоге общее число заказанных канадским перевозчиком самолётов стало равно 50. Air Canada уже получила 24 самолёта 737 MAX.
🇯🇵 Японская лизинговая компания Japan Investment Advisors отказалась от всего заказа на 10 самолетов 737 MAX 8 стоимостью $1,12 млрд., который был финализирован в 2017 году.
🇦🇪 Арабский лоукостер Flydubai находится в стадии переговоров с Boeing об уступках в отношении цены и графиков поставок в отношении своего гигантского заказа на 251 самолет, стоимость которого оценивается примерно в $30 млрд. В феврале Fydubai успешно завершили переговоры о компенсациях, которые принесли Flydubai около $250 млн.
🇴🇲 Ещё одна авиакомпания Персидского залива Oman Air отказалась от 10 самолётов 737 MAX 8 из общего заказа на 25 самолётов. Компания воспользовалась предложенной Boeing программой конвертации заказа и поменяла эти десять 737 MAX 8 на четыре широкофюзеляжных Boeing 787.
🇺🇸 Американская Air Lease Corporation уже второй раз воспользовалась возможностью конвертации заказа и «конвертировала» девять 737 MAX в три 787.
🇲🇽 Мексиканская Aeromexico в качестве компенсации за простой 6 уже полученных самолётов и недополучение остальных 54 заказанных выторговала у Boeing два Boeing 787-9 в качестве компенсации. Оба самолёта (ln 1067 и ln 1079) будут получены до конца года.
Вишенкой на торте является решение Федерального управления гражданской авиации США наложить на Boeing штраф в размере $19,68 млн. за установку несертифицированного оборудования на почти 800 самолётов Boeing 737NG и 737 MAX в период с июня 2015 по апрель 2019 года. В список оборудования попала система индикации на лобовом стекле (Head-Up Guidance System) от Rockwell Collins, которая на момент установки и начале эксплуатации не была сертифицирована и не прошла испытания.
Знаете, с учётом того, что проблемы в авиационной отрасли растут как снежный ком из-за коронавируса, мы все сможем наблюдать крайне интересные события. Уверены, что отказы от 737 MAX будут набирать обороты - рынок авиаперевозок просел очень существенно и восстановится не скоро. А дешевеющая нефть позволяет авиакомпаниям притормозить обновление парка старых самолетов. Как Boeing (да и Airbus) будут решать проблемы? Поживём увидим.