Интервью Анатолия Сердюкова РБК. Главное. Часть 3
Про будущий истребитель (будут делать вместе две "фирмы") и сверхзвуковой бизнес-джет (всем ОАКом будут думать).
Об истребителе «МиГ»-«Сухой» и сверхзвуковом бизнес-джете
«Конечно, будем создавать [истребитель шестого поколения]. Возможно, так и будет — истребитель производства «МиГ»-«Сухой». Но пока все в стадии обсуждений, о деталях рано говорить.
Видимо, в стадии обсуждения всё - и что делать, и как делать. Пока никакой информации о следующем истребителе и конкретики о совместной работе двух истребительных КБ информации не было.
[При создании сверхзвукового гражданского лайнера] будут использованы наработки Туполева и опыт других конструкторских школ — «Сухого», «МиГ».
«Туполев» создал Ту-144 больше полувека назад, последние работы по пассажирскому сверхзвуку были двадцать лет назад.
«МиГ» ничего пассажирского сверхзвукового, кроме картинок длинноносого МиГ-25 с иллюминаторами не показывал.
«Сухой» когда-то при Симонове разрабатывал С-21/С-51, но дальше выставочных моделей дело не зашло.
Был ещё не упомянутый Сердюковым проект сверхзвукового джета «SSBJ» в недрах «Гражданских самолётов Сухого» - самый современный проект их созданных в ОАК. Но он тоже исчез после показа модели самолёта на МАКС-2013.
Исследовательский проект ведет ЦАГИ. По сути, на площадке ОАК идет «сборка» различных заделов и перспективных наработок, оформление проекта перспективного сверхзвукового самолета второго поколения. Cоздавать сверхзвуковой гражданский лайнер нового поколения имеет смысл только как новый самостоятельный продукт для новой рыночной ниши. Безусловно, возьмут часть заделов, наработки по двигателям [Ту-160], конструктивную какую-то часть. Но это не то что взяли бомбардировщик, насверлили иллюминаторов и полетели. У военных разработок своя специфика: свои особенности сверхзвукового режима полета, специфические конструкторские решения по планеру. Разместить комфортный пассажирский салон в грузовых отсеках проблематично. Есть еще множество деталей — от систем жизнеобеспечения полета до режимов работы двигателей. Военный самолет также не вписывается в международные гражданские нормы ни по уровню шума, ни по эмиссии. Стоимость полета на сверхзвуке значительно выше, чем на обычном самолете. Поэтому речь все-таки о сегменте бизнес-перевозок. По разным оценкам, в том числе международным, мировой спрос на сверхзвуковые бизнес-джеты может составить порядка 400 штук на сумму $30–50 млрд».
На удивление адекватное понимание рынка сверхзвуковых пассажирских самолётов, сомнение вызывает только наличие достаточного задела у ЦАГИ: освоение денег на исследовательских НИР по госконтрактам и презентации с уровнями готовности разных технологий - это ещё не способность полностью создать самолёт, продвинуться дальше моделей и макетов.