Интервью Анатолия Сердюкова РБК. Часть 4
Про Telegram, пенсию и спасение авиапрома
Telegram (и другие мессенджеры) не использует: "
люблю разговаривать".
Сменять Чемезова на посту главы «Ростеха» не собирается (кто бы рискнул сказать, что собирается? 😎), а свой карьерный рост через 5 лет (есть такая фишка у эффективных менеджеров - карьеру строить) видит так, что многие позавидуют: "
Через пять лет я, возможно, уйду на пенсию".
На вопрос "
может ли появится российский Илон Маск или это невозможно?" ответ приведём полностью, потому что он связан с авиапромом:
— Я не знаю, как там делается, поэтому мне сложно комментировать. Думаю, в любом случае не обходится без поддержки государства. У нас, как видите, бизнесменов, желающих серьезно инвестировать в авиапромышленность, пока нет. Вы слышали о ком-то, кто очень хочет заняться и его не пускают, не дают возможности?
До того, как был создан «Ростех», состояние российской авиационной промышленности было, мягко говоря, удручающим. То есть она, по сути, развалилась. Что надо было делать в той ситуации — ждать своего Илона Маска? Тогда были такие времена, сейчас — такие люди, послезавтра еще будут какие-то проблемы. К тому времени, пока появятся какие-то особенные люди или условия поменяются, уже нечего будет собирать. Специалистов просто не останется, и все. Они же могут уходить на пенсию, уходить вообще.
Только благодаря тому, что собрали все в одни руки, что-то начало получаться. Сейчас государство понимает, кому помогает, и заточено под решение определенных задач. Мы выпускаем и вертолеты, и самолеты, и SSJ100 появился, новые боевые машины. А так бы этого не было вообще.
Создание госкорпораций для России в тот момент было единственным выходом для сохранения компаний и вообще целых отраслей, целых направлений.
Такие пассажи
@AviaComments не могли не прокомментировать.
Желающих инвестировать в наш авиапром не видно? Так существующие предприятия, в основном, могут жить только при постоянной подпитке деньгами извне (от государства), никакой прибыли без этого они не покажут.
Желающих создать что-то с нуля тоже не много, потому что зарегулированность отрасли есть, а простых и постоянных правил игры нет (даже Суперджет "споткнулся" на сертификации в момент передачи этой функции Росавиации), отечественная авиационная наука не помощник (обычно у неё дорого, да и современного задела нету), сопутствующие промышленности не могут помочь создать конкурентноспособное и так далее.
Понимание того, что без специалистов будет трудно что-то сделать - это прекрасно, но оно не мешает "Ростеху" спускать указания по количеству людей под "оптимизацию", без учета реальной доли "кадрового балласта" или потребностей предприятий.
Фраза про роль корпорации в спасении авиапрома не понятна: о какой именно корпорации речь? Госкорпорация "Ростех" получила "Объединённую Авиастроительную Корпорацию" только пару лет назад, сама "ОАК" создана в 2006 году. Упомянутый "Суперджет" делал ГСС с 1999 года (официально сейчас говорят "с 2000 года"), удачные экспортные Су-30 и Су-35 были созданы до ОАК, Т-50 тоже начат ещё до ОАК. Так что в создании новых самолётов в сложную эпоху больше заслуг Погосяна, чем "Ростеха", но вряд ли Сердюков хотел так сказать. Погосяна сняли как раз из-за его "не дружбы" с Чемезовым...
Конечно, отрасль надо было спасать, но, например, на начало реализации концепции дивизионов у ОАК ушло 10 лет, при этом трудно сказать, что оно сейчас происходит полностью продуманно, а не по принципу "объединим, а там разберёмся" ("Су"+"МиГ", "Ил"+"Ту").
#Сердюков