От экономики нереальной - к экономике материальной. Замечательная история о том, как следование политическим интересам приводит к прямо противоположным результатам.
На протяжении многих лет авиакомпания «Волга-Днепр» была одним из немногих примеров рационального управления советским наследием. Авиапредприятие, начинавшее в 1990 году с одного «Руслана» Ан-124 и одного Ил-76, за 25 лет стало одним из крупнейших грузоперевозчиков в мире. По степени влиятельности и интегрированности в мировую экономику «Волга-Днепр» можно сравнить разве что с «ВСМПО-Ависма». Даже сектор тот же – ВСМПО поставляет титан для Boeing и Airbus, в свою очередь, им же «Волга-Днепр» перевозит двигатели, крылья и фюзеляжи самолетов.
Отличная репутация, лидерство на рынке, очередь из заказчиков – ну что может испортить прекрасную картину? Как водится, украинский вопрос. Дело в том, что те самые Русланы, главное конкурентное преимущество авиакомпании, разработаны киевским ГП (бывшим КБ) Антонова, в силу этого украинское предприятие является держателем сертификата типа Ан-124 и обладает «естественной монополией» на авторское сопровождение при техобслуживании и эксплуатации самолетов.
После 2014 года «Антонов» всячески задерживал выполнение необходимых процедур продления службы, кроме того, не менее регулярно поднимал стоимость своих услуг. Киев не скрывал, что причины этому не только политические, но и экономические. Россия не только «государство-агрессор», но и прямой конкурент ГП «Антонов» на рынке авиаперевозок. Так, в 2016 году украинцы вышли из СП с «Волга-Днепр» по перевозке грузов НАТО, рассчитывая самостоятельно обеспечить транспортные потребности альянса. Расчет не удался, в итоге контракт получил и «Антонов», и «Волга-Днепр».
Конфликт вяло тлел почти 4 года. Несмотря на препоны официальных лиц, «Волга-Днепр» заказывала и получала от украинских предприятий необходимые запасные части. Но в 2018 произошло два события, как водится, экономическое и политическое. Сперва, утомившись от аппетитов и бюрократии «Антонова» Росавиация и «Волга-Днепр» договорились о выдаче сертификата на обслуживание немецкой «дочке» В-Д – AMTES GmbH. А в декабре уже сам авиаперевозчик «в условиях санкционной политики в отношении ряда российских компаний» отказался от перевозок грузов военного назначения НАТО, тем самым лишив себя не только заказчика, но и серьёзного лоббиста.
Теперь «Антоновцам» ничего не мешало обломать крылья конкуренту. Накануне Подольский районный суд города Киева арестовал пять самолетов Ан-124–100 «Руслан» российской группы компаний «Волга-Днепр», а затем юристы ГП Антонов разослали данное решение в страны ЕС и США, с требованием его исполнить. Несмотря на формулировку, уже сейчас можно сказать, что самолетам едва ли грозит «физическое задержание». Но вот запрет полетов стал вполне реальным.
Парадокс в том, что если «из-за политики» «Волга-Днепр» в долгосрочной перспективе существенно сократит свою долю на рынке, то из-за той же политики «государство-агрессор» из киевских методичек станет ещё сильнее. Ведь ни для кого не секрет, что единственный возможный покупатель для (возможно) вставших на прикол «Русланов» – Военно-транспортная авиациция ВВС РФ. ВТА давно испытывает острую нехватку «свежих» бортов, особенно в обеспечении войск в Сирии, так что без работы Ан-124 точно не останется.
Ну а бизнес? Да и хрен с ним, с бизнесом.