...специально для телеграмм-канала
@aviadispet4er.
Всем привет! У нас закончилось лето и началась осень. Так называемый "переходный" период начинается, а кое-где (на СеверАхЪ), он даже уже в самом разгаре. Весной тоже бывает "переходный" период, но у нас на дворе осень. Много опасностей подстерегает вертолётчиков в этот период: околонулевые температуры - самое опасное обледенение именно в этом диапазоне, плохая видимость - туманы и дымки, низкая облачность - приходится "прижиматься" к земле, перелёты птиц - птицы для вертолётов тоже опасны как и для самолётов, в горах активизируются "сезонные" ветра, характерные именно для осени или весны, местность тоже меняется - травяной и лиственный покров, как известно меняет цвет. Именно этим и объясняется так называемый "вертолётопад". Что делают для противодействия всему вот этому по всей России - заранее, начинаются занятия в классах и тренажёрах, идут тренировочные полёты в воздухе, а на разборах, старшие и опытные вертолётчики напоминают всем ещё раз про осень или весну. Опять же наличие или её отсутствие противообледенительной системы (ПОС) на вертолётах играет очень важную роль. Здесь стоит немного остановиться: судите сами - если на наших вертолётах советской и российской постройки обязателено есть ПОС, то на иномарках ситуация иная, т.к. "иномарки" в нашей стране, в основном, представлены лёгкими, прогулочными моделями, на которые ПОСы попросту не устанавливаются. Отсюда множество происшествий с ними: в полёте образуется лёд на стёклах, лопастях, фюзеляже, а вертолётчик не всегда готов соблюсти правила полётов, согласно которым, надо убираться из зоны обледенения как можно быстрее, потому что есть риск не выполнить полётное задание. А что же с происшествиями с нашими машинами, спросите вы - несмотря на наличие ПОС, экипаж не всегда включает их вовремя или забывает про их существование, а то и намеренно не включает их, чтобы съэкономить топливо, что приводит к отказам одного или двух двигателей, что может привести к аварии или к кататстрофе, потому что у экипажа не остаётся времени и высоты (выше я писал про низкую облачность) на запуск двигателей. Хотя бы раз в год осенью или весной, бывает происшествие именно из-за обледенения и неграмотной эксплуатации ПОС. Из-за малой высоты облачности и ограниченной видимости увеличивается риск столкновений с птицами, с другими бортами в воздухе, а с недавних пор, в каждом посёлке, появилось по вышке сотовой связи и это обстоятельство тоже увеличивает риски для вертолётчиков, я уж молчу про провода ЛЭП, которые в дымку и в туман не видны вообще. Кстати, у иномарок уже давно, на кабине пилотов установлен своеобразный "резак", выглядящий как рог единорога, для перерезки проводов, не панацея, конечно, но лучше, чем ничего, тем более, что на наших машинах они только сейчас появляются... Залезть в облака, для выдерживания безопасной высоты? Хм-м-м, КВС Очевидность говорит, что это очевидно отличная идея, да вот только в слоистой облачности большая влажность и обледенение (не опять, а снова), большинство вертолётчиков не любят летать в облаках, т.к. придётся идти по приборам, а полный комплект пилотажно-навигационных приборах опять же есть не на всех моделях вертолётов. Пробить облака или идти между их слоями! Точняк! Идея - класс, сами так сто раз делали! Да вот только не факт, что пока "пробиваешь " нижний слой облаков, ты не влетишь в кучевую облачность, хитро скрытую в этой самой слоистой облачности. Опять же, диспетчерАЪ резко (совершенно справедливо) напрягаются, услышав запрос на смену высоты полёта. Решение, так себе, скажу вам я. Поэтому, полёты в "переходный" период достаточно редки: ну что, полетим или поживём - самый распространённый вопрос метеоролога к экипажу. Вот такая вот тема "переходного" периода.