Анатолий Сердюков: «не надо рисовать апокалипсис, авиастроение будет жить».
Разбор интервью. Часть 5 - про композиты для МС-21 и китайский CR929
Продолжение
- После включения "Аэрокомпозита" в санкционные списки США Россия планировала обжаловать это решение в Минторге США. Дождались ли ответа? Или необходимость в этом отпала с учётом постепенного импортозамещения композитов для крыла МС-21 на базе заводов Росатома?
- В России организовано производство отечественных материалов со схожими характеристиками. Мы выбрали поставщика, который сумел доработать свою продукцию под наши требования. Из российских композитов были изготовлены панели кессона крыла и центроплана, которые проходят испытания. Их результаты позитивны. После проведения прочностных испытаний в ЦАГИ силовые композитные конструкции для самолета МС-21 будут производиться из российских материалов.
Сдвиг по срокам на пару лет, пара миллиардов рублей, не известно, как это скажется на международной сертификации… Импортных композитных комплектующих хватило на 5 первых машин, шестая машина будет из отечественных материалов и для сертификации это будет новый планер.
- Как идёт проект российско-китайского пассажирского самолета? Удалось ли договориться с китайским партнером о том, что держателем сертификата типа на самолет будет инженерный центр в РФ? Правда ли что работа инженерных команд по проекту приостановлена?
- Проект российско-китайского CR929 реализуется в соответствии с мастер-планом программы. Идет этап эскизного проектирования: определяется окончательный облик самолета. Прорабатываются вопросы с потенциальными поставщиками оборудования и заказчиками.
Инженерные команды ведут свою работу в формате длительных (3-4 недели) рабочих сессий в Москве и Шанхае. На прошлой неделе наши сотрудники как раз вернулись из очередной командировки в Китай.
Как только в пресс-релизе или интервью начинают говорить про то, что «всё идет по плану» - это значит, что план как раз «уплыл».
@AviaComments посмотрели (интернет помнит всё) и увидели, что ещё в 2015 году на 2021-2022 год планировали первый полёт. Сейчас, в конце 2019 года, говорят про «идёт эскизный проект». То есть впереди ещё, если по нашей системе проектирования, технический проект, потом разработка конструкторской документации и производство первой машины. Потом её наземные отработки и потом только первый полёт. То есть сроки уже уплыли. Ещё в 2019 ждали первых твёрдых контрактов, но пока тишина.
В это же время совет директоров CRAIC (СП "ОАК" и китайской СОМАС) утвердил создание в России Инженерного центра по программе CR929. Его филиал будет располагаться в Шанхае.
Что касается сертификации, мы достигли значительного прогресса по этому вопросу. Сейчас прорабатывается стратегия, которая максимально учитывает интересы обеих сторон. В целом, ожидается, что самолет поступит на рынок во второй половине следующего десятилетия. Порядка 1000 машин в течение 25 лет – такой прогноз по поставкам.
Не понятно, почему российская сторона так трепетно относится к вопросу «где будет главный офис и кто будет держать в руках сертификат». Как будто, если что, китайцев это остановит от «нелицензионного копирования».
Вспоминаем, что китайцы в рамках проекта тратят свою половину денег на новый авиазавод. И если самолёт «не пойдёт» и проект закроют, то у нас будет сертификат, а у них – авиазавод. А последняя озвученная цена проекта – 20 млрд долларов.
Продолжение следует…
#ОАК #Сердюков #ЧитаемМеждуСтрок