Вся истерия в Ля Эсмеральде наступает, когда прилетает огромный грузовой военный самолет "Геркулес". В день прилета улицы полны сплетен. Люди тычут друг другу самолетом, говоря, что сейчас ты мол улетишь. Другие угадывают время прилета. Здесь любят вообще сказать все, что в голову придет. Так я слышал варианты в 10 утра, в обедик, разумеется, вечером и, как обычно, что на следующей неделе. Любой встречный не удержится, да и расскажет тебе, что летит самолет, и все мы на нем улетим.
Вообще, такое позитивное и раздражающее русского пессимиста мышление я уже видел на автобусных станциях Венесуэлы. Мне выдвигали десятки теорий о времени отправления автобусов. И все - ложь. Лишь потому, что здесь все отправляется "Хрен знает когда, если вообще отправляется", а не по расписанию. И люди это знают, хотя напрочь отказываются верить.
Так дела обстоят и с самолетом, так радующим каждого жителя Эсмеральды от заезжего в гости креола торговца и искателя золота до местного индейца. А дело вот в чем:
"Геркулес" выполняет задания армии и привозит военным бензин, еду и скучающих дома жен. Раньше геркулесом возили местных из Пуэрто Аякучо в Эсмеральду. Буквально грузили всех в багажное отделение, из которого состоит самолет и скатертью дорога. Но теперь военные пересмотрели свою политику и решили, что местным пора приучаться к обычному, а не халявному транспорту. И сделали они крайне не вовремя. Оказалось, что во время кризиса в Венесуэле из Ля Эсмеральды просто нет общественного транспорта, и я тому живое подтверждение. Военные пересматривать решение не стали, приказ есть приказ. А местные все еще не могут отвыкнуть, потому что они тут застряли. Каждый раз, когда прилетает самолет, они собирают всю свою семью, вещи, багаж и идут проситься в самолет. Многие так живут месяцами. У них давно нет денег, они ловят рыбу и перебиваются своим любимым блюдом - бульоном с маниоком. Но каждый раз, когда прилетает "Геркулес", начинается праздник, люди поздравляют друг друга и уже видят, как они летят в город.
Я был страшно зол каждый раз, когда мне приходилось доказывать, что мне запрещено лететь, да и их тоже не возьмут. Но злость прошла вскоре. Просто здесь так надо - дать надежду здесь и сейчас в самой безвыходной ситуации. Надежда из обмана лучше бесконечного отчаяния, в котором погрязла страна.