Так сложилось, что говорить о жизни индейцев невозможно без того, чтобы не говорить о той заднице, в которой сейчас Венесуэла.
Так оказалось, что в Окамо, куда мы попали, больше нет лодок, нет бензина, а жители говорят, что теперь ни лодок не бензина не будет до самых истоков Ориноко.
Сам Окамо переживает упадок - цивилизация ушла отсюда. В городе осталась школа, которая пока-что не работает, корпус врачей, который тоже простаивает, даже церковь миссионеров пустая. А ведь миссионеры уходят последними.
Главная проблема как Окамо, так и всех поселков по пути к истокам Ориноко - невозможность спасти больных. В день нашего приезда человек умер от аппендицита. Он просто не успел доехать до врачей. Несмотря на индифферентное отношение к смерти в селах индейцев - они привыкли - отец готов несколько дней везти больного сына на долбленой лодке до врача.
Учитывая, что смертельно больному не повезло выбраться отсюда вовремя, мы подготовились к самому печальному сценарию - изучать и снимать яномами нам придется не в тардиционных общинах, до которых оставалось несколько дней пути, а прямо здесь - в интегрированной, где почти не ходят в повязках, а главное - не живут в традиционных очень "космических" домах шабонО.
На следующий день индейцы устраивали похоронный обряд - оплакивание. Нас пригласили посмотреть. И тут мы поняли, что несмотря на провал, нас ждет много интересного.