Министр Орешкин в социальной сети восторгается выдачей кредита на строительство первой очереди горно-металлургического комбината на Удоканском медном месторождении. С пиететом рассуждает о развитии «несырьевой» экономики. Это - наивность, граничащая с преступной.
Ведь медь будут поставлять в Китай, прибыль пойдет в карман хозяина «Металлинвеста» Алишера Усманова, а российскому государству от масштабного проекта достанутся лишь жалкие крохи.
Орешкин как будто всего этого не знает и продолжает восторгаться. Мол, как хорошо, говорит Орешкин: МЭР разработал Фабрику проектного финансирования (на самом деле типовую схему предоставления кредитов реальному сектору, используемую в мире не одно десятилетие), ВЭБ оформил выдачу кредита Байкальской горнорудной компании Усманова и теперь Забайкальский край ждет чуть ли не высокотехнологическое несырьевое процветание.
Дудки. Никакого процветания не будет. Если конечно не считать за таковое потешенное самолюбие самого Орешкина.
Во-первых, Удокан расположен на значительном удалении от транспортных артерий, а строительство инфраструктуры потребует дополнительных и немалых затрат. В этом, кстати, ответ на вопрос, почему от совместного участия в проекте отказались многие государственные и частные корпорации. Отсюда вопрос: как быстро вернутся вложенные деньги? Ответ очевиден: нескоро и хорошо бы, чтобы полностью, а не частично.
Во-вторых, создание 2 тыс. рабочих мест – что мертвому припарка. При численности населения Забайкальского края чуть более миллиона человек, численности занятых в экономике в 477 тысяч и количестве безработных в 57 тысяч (данные за 2017-2018 гг.) 2 тыс. новых рабочих мест – это менее 1% от общего числа безработных. Да и кто будет работать на Удокане (вахтовым методом)? Сдается, что в первую очередь китайцы. Хорошая перспектива.
В-третьих, ни о каком несырьевом, тем более высокотехнологичном взлете речь идти не может. Хотя бы потому, что к несырьевой продукции, о которой твердит Орешкин, относятся первичная продукция растениеводства, базовые химикаты, углеводороды, чугун, сталь, необработанные цветные и драгоценные металлы. Не железорудный или обогащенный медный концентрат, а именно металлы.
Наконец, главное. Разработка Удокана частной компанией с участием государства для бюджета – это копейки. В экономике есть множество недофинансированных проектов, ориентированных на создание ресурсно-инновационной модели развития, которым государственное финансирование не в пример нужнее, да и отдача для казны будет и раньше, и мощнее. А щенячий восторг уместнее, когда вся экономика начнет развиваться темпами, сопоставимыми с мировыми, к чему, к слову, Орешкина побуждает майский указ президента.
@banksta