Инициаторы проекта «Меридиан», российской трассы между Китаем и Европой, продолжают искать сторонников-инвесторов. Они пытаются убедить финансовые институты с госучастием и Минфин, что проект может себя оправдать.
«Меридиану» в этом году исполняется уже семь лет. В 2019 году были поручения его актуализировать, переструктурировать бизнес-модель и учесть все возможные риски. Оценить риски надо было в соответствии с требованиями Внешэкономбанка.
Но этого не случилось. До сих пор нет полной информации о финансовой модели реализации проекта. Но известно, что стоимость строительства 1 км «Меридиана» (дороги категории 1Б) порядка 269 млн рублей (в ценах 2018 – 2021 гг.) или 244 млн. рублей в ценах 2018 года. Но это в 2-3 раза ниже стоимости строительства 1 км любой другой дороги категории 1Б (в том числе с учетом необходимости обустройства элементами ИТС и т.).
При этом разработчики проекта убеждают, что модель окупится за 13 лет. Но нас терзают смутные сомнения по окупаемости. Без интенсивного трафика, окупить его будет невозможно. И существует значительный риск снижении уровня трафика и превышении заявленных капитальных и эксплуатационных затрат.
И этот прогноз реалистичен, учитывая, что уже на проходящих в этом транспортном коридоре федеральных дорогах, трафик невелик.
В проекте не учтены налоговые выплаты. В паспорте декларируется льгота по налогу на имущество в течение 10 лет с момента начала запуска движения.
То есть инициаторы «Меридиана» рассчитывают на их обнуление?
Да, внутри Минфина есть сторонники данного проекта, в том числе и замминистра с распространенной русской фамилией.
Так в чем же может быть его интерес? Об этом можно и догадаться.
Ещё проблема, инициатору проекта не удается договориться с компанией «Мираторг» о выкупе земель в Брянской области. Планируемые к выкупу ЗАО «Русская холдинговая компания» земли сельскохозяйственного назначения переведены в земли промышленного назначения, что может повлиять на финансовую модель «Меридиана».
Да за семь лет проект изменился. В последней версии протяженность его маршрута стала около 1550 км, включая 870 км от Международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Маштаково» (на границе с Республикой Казахстан) до М-4 «Дон» и 680 км от М-4 «Дон» до М-1 «Беларусь».
Ранее в составе маршрута также был участок от МАПП «Сагарчин» до МАПП «Маштаково», протяженностью 430 км, от строительства которого ООО «Меридиан» отказалось.
Так нужен ли такой параллельный «Меридиан»?
@banksta