Егор
@docsandstuff Сенников опубликовал новое интервью - с историком и антропологом Юрием Слезкиным.
Доступ на репаблик по этой ссылке - бесплатный.
"Большевистская революция – первый случай в истории, когда такого рода секта захватила власть в государстве. Не в отдельном городе или в «пустыне» – как с анабаптистами в Мюнстере, Савонаролой во Флоренции или пуританами в Массачусетсе, – а в огромной империи. Причем захватили власть при жизни первого поколения, когда еще жива была вера в грядущий конец света. Христиане, например, перестали быть милленаристами к тому моменту, когда их пророчество стало официальной идеологией Римской империи.
Во время Гражданской войны в Англии самым радикальным крылом пуританского движения была секта «Пятые монархисты». Если бы они тогда пришли к власти, то это было бы некоторым аналогом того, что произошло в России в 1917 году. Но такого не происходило никогда – до победы большевиков
(...)
Дело в радикализме большевиков. Они вполне целенаправленно разрушали политические, экономические и общественные институты. Даже такие базовые, как институт семьи. Когда люди схожей веры приходили к власти в других государствах – Китае, Камбодже, Корее – они вели себя таким же образом"
"«Война с занавеской» – в некотором роде метафора; занавеска скрывает семью от общества. Идея такой войны – в том, чтобы создать общество ближних. Чтобы ваша жена не была вам ближе, чем все остальные братья и сестры (то есть, в конечном счете, чтобы у вас не было жены, ради которой вы подвергаете дискриминации все остальное человечество). Конечная цель – превращение общества в секту. Поэтому не должно быть занавесок. Революция вела борьбу с мещанством не только как с проявлением буржуазности, но и как с симптомом автономии семьи.
У этой революции было много сторонников – и многие жители Дома на Набережной всерьез мучились этими вопросами. Правильно ли, что они оказались в доме для семей, а не в общежитии? Что их окружают стены, отгораживающие их от соседей и остального мира?
В этом нет ничего специфически большевистского. Пуританин в Массачусетсе тоже не мог говорить о сакральности своего личного семейного пространства. И до сих пор, если побывать, например, в Голландии или в американских пригородах, легко увидеть, что люди живут без занавесок. Это наследие той же протестантской идеи: «Если ты добродетелен, тебе нечего скрывать». И вот я иду по вечерней улице в Беркли и вижу, как люди ужинают и смотрят телевизор. В России, кстати, это большая редкость. В русском языке совсем недавно появилось слово «приватность» (если появилось), но в России гораздо больше приватности, чем в странах протестантской традиции"
https://republic.ru/posts/92083?code=49734151036ad222a0a7460846efccba