Интересная статистика, как сказывается обучение в аспирантуре и получение учёной степени (PhD) на самочувствие студентов и их адаптацию к жизни вне университета. Если кратко - PhD студенты в США страдают от страхов, депрессии и суицидальных мыслей:
- У 40% PhD студентов не было работы на момент получения степени, считается, что они уходят в другие профессии, работают за копейки, живут на доходы партнеров и конкурируют за рабочие места не только со своим выпуском, но и с толпами тех, кто стал PhD в предыдущие годы.
- Из тех, кто смог найти временную академическую должность, около трети живут за чертой бедности или примерно на этом уровне.
- 13% аккумулировали долг за обучение размером более 70 тысяч долларов, а среди гуманитариев этот процент был в два раза выше.
- Путь до PhD в среднем занимает 8 лет, то есть на рынок люди выходят, когда им около 30 лет. За эти 8-10 лет их сверстники уже сделали карьеру, накопили деньги, кто-то приобрел дома.
- Учёные провели опрос 500 PhD студентов в области экономики в 8 элитных университетах США. 18% из них страдали расстройствами и депрессией. Это в 3 раза выше средненациональных показателей.
- 25% студентам после начала вообще университетского обучения поставили медицинский диагноз по проблемам с психикой.
- 11% испытывали суицидальные мысли в течение нескольких дней за последние две недели до момента опроса. Только 27% из них получали психологическую помощь.
- Чем дальше люди движутся по пути получения образования - тем больше психологических проблем у них появляется. В первый год обучения проблемы - у 14,5% студентов, на стадии 5+ лет проблемы уже у 25%. В первый год обучения о самоубийстве думают 7% студентов, на стадии 5+ лет - 13%.
- Главные причины — финансовые проблемы (необходимость брать займы, проблемы с подработкой) и академическая загрузка. 62% студентов постоянно переживают по поводу работы (не обучения). Необходимость тратить всё время на обучение изолирует PhD студентов от общества, что усугубляет их психологическое состояние.
- Студенты говорят, что от них ожидаются жертвы, что считается нормой ненавидеть годы своей жизни в ходе обучения, что проблемы с психикой - это нормально, что жертвы - это их пропуск в академический мир.
- PhD студент значительно более одинок, чем американский пенсионер.
- Ещё один повод для депрессии PhD студентов - это понимание, что их деятельность бесполезна для общества. Только 26% опрошенных считали, что их работа имеет какой-то смысл для общества, в то время как средний показатель по стране - 63%. И только 19% студентов вообще считали, что у них есть в возможность сделать что-то стоящее.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=560933151017446&id=100013022975770Что самого важного в этом исследовании, каков вывод? Позволить себе ещё 8 лет дополнительного высшего образования могут теперь только психологически (психически и нервно-соматически) устойчивые люди. А также – дети из богатых семей, которых могут себе позволить содержать родители всё время учёбы (а затем – ещё и время поиска работы нового PhD). Это означает, что в такой среде будет всё больше естественного отбора, академических верхов станут достигать «здоровые и богатые». Это будет означать – «консервация сословности». Во многом это будет повторять время до середины ХХ века, времени наступления социального государства.