Я уже писала однажды в твиттере про невидимую часть важного сюжета о Фейсбуке. Напишу и здесь.
Когда я находилась на экскурсии в кампусе Фейсбука, а затем слушала ответы пресс-службы Фейсбука и юриста, то достаточно быстро вспомнила, когда испытывала схожие ощущения. Точно такие же ощущения тотального неуюта и признаков, что надо бежать отсюда роняя тапки я наблюдала, когда пыталась пообщаться с Сайентологами. Когда они еще существовали. Слушая же тотально непрозрачные ответы счастливо улыбающейся пресс-службы, изображающей из себя расслабленных демократичных чуваков, я вообще не могла вспомнить, где еще такое видела и слышала. Потому что буквально нигде.
Помимо этого, если находишься на территории кампуса и имеешь при это взращенную государством Российским привычку ощущать слежку, когда она имеет место быть, то очень быстро находишь больше десятка людей в разных местах, очень внимательно следящих за любыми действиями людей, приходящих на экскурсии. Добавьте к этой красоте камеры, натыканные с такой частотой, что даже мэрия Москвы обзавидуется. И все это заполировано табунами всегда улыбающихся и никогда стареющих сотрудников.
А еще есть Марк. Марк, — это верховное божество. Когда говорят о том, что заявил мудрый Марк на этой неделе и как внимательно слушал вопрос одного из молодых сотрудников, то начинаешь уже завороженно смотреть на говорящего, понимая, что так не бывает. А еще Марк стимулирует чтение. И вот наша библиотека из которой надо взять книгу и получить бонусы за чтение. Все общающиеся с вами сотрудники улыбаются в этот момент и кивают.
Да, уточню, что это не какое-то мое единичное мнение русского человека, который мог что-то не так понять про американскую офисную культуру, а вот ровно то же самое ощущают и самые разные американцы, попадавшие на кампус.
Понятно, конечно, что пост Костюченко забанил робот по жалобе каких-то адских людоедов-сектантов и возможно даже разбанят потом по апелляции, но меня очень восхищает факта удаления поста о тоталитарных сектах на платформе, чья управляющая компания устроена как тоталитарные секты.
С момента открытия пребываю в задумчивости, а сейчас так вообще.