Секрет массового безумия
Секрет массового безумия
Наш автор Дмитрий Кошелев продолжает блестяще исследовать историю и современность
У знаменитого нидерландского художника Питера Брейгеля Младшего есть картина, которая называется «Танцевальная процессия св. Иоанна, Моленбек». Считается, что она перерисована с утраченной работы его отца, изображающей вспышку такой разновидности психических эпидемий, как «пляска св. Вита».
Что это такое? Представьте, что какая-то группа людей внезапно начинает танцевать. Но отличие эпидемии от дискотеки в том, что танцующие не могут остановиться. Глядя на них, к флешмобу присоединяются другие. Танцевальная лихорадка в Страсбурге в 1518 году охватила 400 человек. И вот эти люди пляшут без отдыха несколько дней подряд, в итоге умирая от потери сил.
Психические эпидемии – это наиболее яркая разновидность коллективных психических явлений. Можно без устали отрицать наличие коллективной психики – до тех пор, пока вы не столкнётесь с феноменом психических эпидемий. Их подробное описание можно встретить у таких авторов: Генриха Гегера, Поля Реньяра, Владимира Бехтерева.
Мне часто попадалась легенда о том, что книга Бехтерева о массовых психозах открыла некую страшную тайну о роли манипуляции в управлении обществом и советские партаппаратчики, дескать, скрывали её от народа. Легенда кажется мне неправдоподобной, и вот почему.
На самом деле Бехтерев никаких страшных тайн не открыл. Он застал эпоху массового увлечения гипнозом, о которой я уже
писал, и пытался найти причину массовых психозов во внушении. Дальнейшее падение интереса к теме также можно объяснить событиями рубежа веков, без привлечения конспирологии.
А именно: в тот момент набирала популярность психоаналитическая теория Пьера Жане. Она говорила, что чем больше у человека осознанности, тем меньше он поддаётся влиянию бессознательного (в том числе гипнозу). А раз так, то по мере прогресса и роста цивилизованности общества его всё меньше будут беспокоить психические эпидемии. Следовательно, какой смысл их изучать?
В этой мысли есть резон: действительно, наши современники вроде не пляшут до изнеможения (я сейчас не про TikTok), но значит ли это, что психические эпидемии исчезли? А вот в этом вопросе работа Бехтерева исключительно важна. Ибо он выделял такую разновидность массовых психозов, как спекулятивные эпидемии. И относил к их числу, например, знаменитую «тюльпановую лихорадку» в Голландии.
А это значит, что массовое увлечение криптовалютами в 2017 году Бехтерев назвал бы психической эпидемией. Чтоб два раза не вставать, взрыв популярности Pokemon Go годом ранее тоже следовало бы отнести к числу такого рода эпидемий.
Нельзя обойти вниманием вспышки массового насилия: якобинский террор, красный и белый террор во время Гражданской войны в России, 1937 год в Советском Союзе, немецкий нацизм, войны на руинах Югославии и на окраинах экс-СССР в 1990-е годы – разве у этих событий нет признаков психических эпидемий?
Кстати, мог кто-то подтолкнуть эти события с помощью внушения? Гитлер внушил немцам, что необходимо жечь евреев? Тогда почему он не внушил советским солдатам, что надо сдать Москву и Сталинград? Или не всем солдатам, а хотя бы Сталину? На таком простом примере видим, что отстаиваемая Бехтеревым концепция внушения как причины массовых психозов повисает в воздухе.
Получается, что цивилизация цивилизацией, а влияние бессознательного на поведение больших масс людей остаётся достаточно сильным. И мы не до конца понимаем, что за зверь это бессознательное. Даже не можем пока договориться о терминологии. Так, Карл Густав Юнг считал, что если речь идёт о коллективной психике, бессознательное следует называть коллективным. А вот Якоб Морено говорил «групповое со-бессознательное». А Эрих Фромм употреблял термин «социальное бессознательное».
На мой взгляд, механизм влияния архетипа на историю должен быть чем-то похож на механизм психических эпидемий. Впрочем, это явление можно объяснить и более приземлённо, даже совсем материалистически. Поговорим об этом в другой раз.
Поддержать канал: донатом либо
подпиской(чат+бонусные материалы)